В статье пойдет речь о возврате лекарственных препаратов в аптеку, и мы преимущественно рассмотрим возможность возврата купленного лекарства надлежащего качества и какие есть права потребителя в подобных ситуациях, ведь не всегда требования потребителя соответствуют закону и не всегда продавец полностью честен с потребителем, вот и разберемся, имеет ли право потребитель вернуть лекарственные средства надлежащего качества обратно в аптеку.

Имеет ли право покупатель вернуть лекарство надлежащего качества в аптеку?
К примеру, приобрели Вы лекарство, но по каким то причинам (не подошло, нашли дешевле, перепутали название) Вы хотите его вернуть в аптеку. У Вас сохранился чек о покупке, упаковку Вы не вскрывали и все вроде бы хорошо, но придя к продавцу и объяснив ситуацию, Вы получаете отказ, как в возврате, так и в обмене лекарства.
Скажу сразу, отказ законен и здесь обвинять продавца не стоит, он действует в соответствии с законодательством о защите прав потребителя и его отказ в такой ситуации правомерен.
На самом деле есть статья 25 «Закона о защите прав потребителей» и она дает право потребителю, как обменять, так и вернуть товар надлежащего качества, в случае если он не подошел по расцветке, размеру, фасону, габаритам или комплектации. Однако с лекарствами все по другому и дело здесь совершенно не в том, что ни одна из причин для возврата не подходит для лекарства, просто в статье есть отсылка к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в котором есть «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
То есть в данном перечне содержатся категории и признаки товаров надлежащего качества, которые не получится ни обменять, ни вернуть на основании статьи 25 «Закона о защите прав потребителей».
Обращаем внимание на пункт 1, где четко прописаны «лекарственные препараты», а так же товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях.
Поэтому, к сожалению, вернуть лекарственные препараты надлежащего качества не получится, продавец на законных основаниях откажет. Единственный выход из данной ситуации, это договориться с продавцом, другого выхода, к сожалению нет. Поэтому прежде чем приобрести лекарство, особенно дорогостоящие, прежде всего, нужно все проверить, взвесить, посмотреть предложения аптек и потом уже сделать покупку.
Можно ли вернуть лекарство ненадлежащего качества?
С лекарственными препаратами ненадлежащего качества все совсем иначе. На основании статьи 18 «Закона о защите прав потребителя», покупатель в случае приобретения лекарственного препарата ненадлежащего качества имеет право:
- Требовать обмена лекарства ненадлежащего качества на точно такой же товар, но без недостатков;
- Требовать возврата уплаченных за лекарственный препарат денежных средств.
К самым распространенным недостаткам лекарственных препаратов относятся:
- Лекарства с истекшим сроком годности;
- Отсутствие инструкции по применению препарата, или в случае если инструкция не от того препарата который Вам продали;
- Отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции. К отклонениям можно отнести цвет, консистенцию, форма, прозрачность, механические включения, осадок, размер;
- Дефекты маркировки, к которым относятся отсутствие срока годности или невозможность установить точный срок годности или дату производства. Несоответствие срока годности серии, которые указаны на первичной и вторичной упаковках;
- Брак упаковки, такой как скол на флаконе или ампуле, нарушение герметичности, отсутствие пробки или крышки. Так же к дефектам упаковки можно отнести помятую картонную упаковку, нарушение качества полиграфии и прочие дефекты упаковки.
Так же хочу сказать, что любые недостатки в лекарственном препарате относятся к существенным и любой недостаток служит основанием для предъявления требования о возврате денежных средств за некачественное лекарство. Как я говорил выше, требования о возврате товара и можно предъявлять на основании пункта 1 статьи 18 «Закона о защите прав потребителя».
Для возврата денег за лекарство необходимо:
- Взять лекарство и чек;
- Прийти в аптеку и написать заявление на возврат или обмен в двух экземплярах, где описать выявленные недостатки и указать паспортные данные и номер телефона, а так же Ваши требования, к примеру, что бы Вам вернули деньги наличным расчетом или на карту;
- Вручите оба экземпляра заявления продавцу и потребуйте на втором экземпляре поставить отметку по принятии, печать, подпись продавца и дату принятия и вручить экземпляр с отметками Вам;
- Далее у продавца на основании статьи 22 «Закона о защите прав потребителя», есть 10 дней, что бы выполнить требования потребителя;
- Обычно с Вами связываются и сообщают, где и когда Вы можете забрать деньги за некачественный товар.
Ни раз возвращал лекарства и прочие товары в аптеку и никогда проблем не было.
Если у Вас возникли проблемы или есть вопросы, то Вы всегда можете задать вопрос нашему юристу по защите прав потребителя.