Когда прекращается поручительство по кредиту (3 причины)

Довольно часто к нам обращаются с вопросами о поручительстве и в целом здесь решение проблемы зависит от содержания договора поручительства. Именно о прекращении поручительства я хочу Вам рассказать, ведь мы создали свой блог, что бы люди могли понять проблему и оценить свое положение, а так же подробнее узнать о законодательстве. Самая распространенная проблема в поручительстве, когда заемщик перестает вносить платежи по кредиту и соответственно вся нагрузка ложиться на поручителя, так как по договору поручительства, именно он должен платить долг, если заемщик не может выполнять свои обязательства.  В общем, выглядит это так, но далее я расскажу Вам о тонкостях.

Основная информация о поручительстве

Самая лучшая новость для поручителя, это новость о том, что он как поручитель освобождается от своей обязанности платить чужой кредит, потому как наступили определенные условия с договоре, а в договоре есть пункты, предусматривающие прекращение поручительства при наступлении определенных условий.

На основании пункта 1 статьи 361 Гражданского Кодекса РФ, поручитель в соответствии с договором поручительства, несет перед кредитором другого лица (основного заемщика) ответственность за исполнение последним своих обязательств. Как было сказано выше, если должник не платит кредит, то кредитор требует выплату долга с поручителя.

Поручитель, подписав договор поручительства, принимает на себя обязательство отвечать перед банком, за исполнение обязательств основным заемщиком по возврату банку суммы займа по кредитному договору.

На основании  пункта 1 статьи 363 Гражданского Кодекса РФ, в случае если должник ненадлежащим образом исполняет или вовсе не исполняет свои обязательства перед банком и его обязательство обеспечено поручительством, то, как поручитель, так и должник несут одинаковую ответственность перед банком.

Так же на основании пункта 2 статьи 363 ГК РФ, поручитель несет ответственность перед кредитором в том же объеме, что и основной заемщик, включая уплату процентов, затраты на судебное разбирательство и прочих убытков, понесенных кредитором по причине неисполнения основным заемщиком обязательств.

В каких случаях договор поручительства может быть прекращен?

В пункте 1 статьи 367 Гражданского Кодекса РФ, самая основная причина прекращения поручительства, это прекращение обеспеченного им обязательства. Это означает, что поручительство прекращается, когда заемщик полностью погасил свой долг перед банком.

Следующие причины.

Бытует мнение, что поручительство прекращается в связи с банкротством кредитной организации! Это не так и вот почему, на основании пп. 4., п. 3 статьи 189.78 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в обязанности конкурсного управляющего входит предъявление третьим лицам, имеющим долги перед кредитной организацией, требования о взыскании данной задолженности. Это означает одно, что если банк банкротится, то долг все равно придется платить, так как конкурсный управляющий про должников не забывает и обязательно напомнит им о выплате долга, а если основной должник откажется платить, требование так же будет предъявлено поручителю.

Основной момент, на который гарантированно нужно обратить внимание, это срок действия договора поручительства. На основании пункта 6, статьи 367 Гражданского Кодекса РФ, поручительство будет прекращено, когда истечет срок поручительства, а данный срок гарантированно должен быть указан в договоре поручительства.

Если срок действия договора поручительства не указан?

Если в договоре срок  поручительства не установлен, то он заканчивается при условии, что кредитор (банк) в течение года с момента наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства, не предъявил иск к поручителю. Обратите внимание, что именно иск, а не просто требование.

Если же в договоре не указан срок исполнения основного обязательства и так же не может быть определен или определен моментом востребования то поручительство в таком случае прекращается, в случае если кредитор (банк), не предъявил иск к поручителю в течение 2 лет с момента заключения договора поручительства.

Если кредитор предъявил к должнику требование о досрочном прекращении обязательства, то данное требование не сокращает срок действия поручительства, который определен первоначальными условиями основного обязательства.

Однако на практике можно столкнуться с нестандартной ситуацией, когда в договоре указано, что стороны договора определили срок действия поручительства до полного исполнения должником своих обязательств перед кредитором. То есть получается, что пока должник не погасит долг, договор поручительства будет действовать.

Однако Президиум ВАС РФ очень справедливо рассудил данную формулировку в договоре и сказал, что условие договора о действии поручительства до фактического исполнения должником обязательства в полном объеме, не может рассматривать как устанавливающее срок действия поручительства, так как не соответствует требованиям статьи 190 ГК РФ. Ссылаемся на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20.01.1998 №28.

Поручителю в первую очередь, необходимо внимательно прочитать договор поручительства и особое внимание обратить на положения о сроке действия поручительства. Есть очень хорошие шансы на то, что срок действия договора поручительства уже истек, и Вы зря переживаете.

Если же в договоре такой срок не установлен, то поручительство прекращается в случае, если кредитная организация (банк), не предъявила к поручителю требование об исполнении обязательств по кредитному договору в течение 1 года со дня наступления срока исполнения обязательств основным должником.

Если у Вас есть вопросы, наши юристы всегда готовы проконсультировать Вас, ответить на все интересующие вопросы и оказать квалифицированную юридическую помощь, защитив Ваши права в суде любой инстанции.