Как получить деньги по ОСАГО, вместо ремонта?

Узнайте, обо всех ситуациях, когда страховая заплатит деньгами, даже при направлении на ремонт.

Сразу отмечу, что в пункте 16.1, статьи 12, закона «Об ОСАГО», прописаны случаи, когда потерпевший, может получить выплаты вместо ремонта. Но кроме этих ситуаций, есть и другие, неофициальные, в которых выплаты будут деньгами.

Начнем с рассмотрения неочевидных вариантов, в которых Вы получите выплаты деньгами, а далее, я расшифрую каждый абзац пункта 16.1, закона «Об ОСАГО», которые Вы и сами можете найти в законе.

Выплаты по ОСАГО деньгами, в случае отказа в страховом возмещении, или не выдаче направления на ремонт

Да, звучит абсурдно, какие выплаты, когда отказали?

Но не все так плохо, даже если страховая отказала. Читаем далее, и все станет понятно.

И так, Вы подали необходимый пакет документов в страховую компанию, вместе с заявлением на возмещение ущерба. По закону, страховая с момента получения документов, на основании пункта 11, статьи 12 закона «Об ОСАГО», обязана в течение 5 рабочих дней, с момента получения от потерпевшего документов, обязана осмотреть транспортное средство клиента, или провести независимую техническую экспертизу, с целью зафиксировать причиненный ущерб, а также установить характер и перечень повреждений.

Потерпевший, на основании пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», обязан предоставить транспортное средство на осмотр, представителю страховой, в заранее оговоренном месте, дате и времени осмотра. Если не выполнить данное требование страховой, то процесс возмещения, застынет не этом этапе, и далее не сдвинется с места.

Не предоставление ТС на осмотр или экспертизу в страховую, это нарушение закона, со стороны потерпевшего и если этого не сделать, то ни на какое возмещение в дальнейшем рассчитывать не стоит, даже в судебном порядке.

На основании абзаца 2, пункта 11, статьи 12, закона «Об ОСАГО», если потерпевший не предоставил ТС на осмотр, или экспертизу в страховую компанию, то процесс возмещения ущерба, будет откладываться, пока клиент не предоставит автомобиль. То есть в дальнейшем ни о каком возмещении ущерба, речи идти не может. Запомните, это очень важно и многие в суде, проиграли именно по этой причине, что не показали ТС страховой, сами провели экспертизу и далее в суде, хотели взыскать сумму ущерба. Но страховая в суде, предоставит доказательства, что клиент сам нарушил пункт 10, статьи 12, закона «Об ОСАГО», не предоставив ТС на осмотр и по этому поводу откажут в иске. Далее придется вновь обращаться в страховую, предоставлять ТС на осмотр и все сначала.

И так, на после того, как потерпевший предоставил документы в страховую, у страховой компании на основании пункта 21, статьи 12, закона «Об ОСАГО», есть 20 календарных дней, чтобы выдать направление на ремонт, или произвести выплаты в полном объеме.

Но страховая может отказать в возмещении ущерба.

Что будет считаться отказом?

  • Вам не произвели выплаты в течение 20 календарных дней, с момента подачи документов;
  • Вам не выдали направление на ремонт в течение этих же 20 дней.

Полная инструкция, как получить выплаты от страховой компании возместить ущерб автомобилю, описана в этой статье.

Здесь же я скажу, что если нет выплат, или направления на ремонт в течение 20 календарных дней, с момента подачи документов, то нужно расценивать это как нарушение страховой закона «Об ОСАГО», и решать вопрос в судебном порядке.

Прежде чем подавать в суд, нужно первым делом, определить размер ущерба, обратившись в независимую экспертизу, после чего, направить страховой претензию и ждать ответ, который по новым правилам, связанным с обязательным обращением к омбудсмену, увеличили срок рассмотрения претензии, до 15 дней, на основании пп. 1, пункта 2, статьи 16, закона N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Если раньше было 10 дней на рассмотрение претензии, то теперь, страховая может рассматривать претензию от 15, до 30 дней, в зависимости от формы подачи претензии, подробнее о форме подачи претензии здесь.

Если страховая не ответила на претензию, или отказала, то следующий шаг, это обращение к финансовому уполномоченному (омбудсмену), который должен рассмотреть обращение потерпевшего и вынести положительное, или отрицательно решение по обращению.

Как обращаться к омбудсмену, и кто это такой, рассказано по ссылке выше.

Важно отметить, что к претензии в страховую и при обращении к омбудсмену, обязательно прикладываем результат независимой экспертизы, где будет рассчитана сумма ущерба.

Если омбудсмен, примет положительное решение относительно Вашего обращения, посчитает, что все Ваши требования обоснованы, то с его санкции, страховая должна будет возместить Вам ущерб в добровольном порядке. Если не возмещает в добровольном, то омбудсмен может выдать исполнительный документ, который можно передать в банк, где у страховой есть счета, или передать документ в службу судебных приставов, для взыскания.

Если и омбудсмен не помог, а он может отказать, то уже после этого, потерпевший имеет право обратиться в суд. Суду кроме основного пакета документов, нужно предоставить доказательства, что потерпевший обращался с претензией в страховую, а также обращался к омбудсмену, но вопрос не решился.

В судебном порядке, уже можно будет взыскать всю сумму, которая потребуется на восстановление автомобиля. Также по суду, со страховой компании будет взыскана неустойка в размере 1% от суммы присужденной судом, за каждый день просрочки, а также штраф, в размере не менее 50%, от суммы ущерба, за отказ удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке.

Первый вывод!

Если страховая отказала в возмещении, не выдала направление на ремонт, то проходим весь путь, описанный выше и через омбудсмена, или суд, взыскиваем со страховой денежные средства. Таким образом получаем выплаты, вместо ремонта.

И так, порядок таков:

  • Страховая отказала в возмещении, или в течение 20 календарных дней, не выдала направление на ремонт? Делаем независимую экспертизу, и далее обращаемся с претензией в страховую и ждем от 15 до 30 дней, в зависимости от формы подачи претензии (на электронную ответят быстрее, на письменную в течение 30 дней);
  • Страховая отказала, или не ответила, обращаемся с жалобой к омбудсмену. Омбудсмен рассматривает жалобу в течение 15 дней, или 25 дней в случае проведения экспертизы ТС. Далее он выносит решение, и вполне, может удовлетворить требования и взыскать со страховой сумму ущерба в требуемом объеме;
  • Если омбудсмен отказал, обращаемся со всеми документами в суд, и взыскиваем ущерб, неустойку и штраф.

Выплаты после выдачи направления на ремонт

На основании пункта 15.1, статьи 12, закона «Об ОСАГО», возмещение ущерба, транспортным средствам, зарегистрированным на территории РФ, но за исключением случаем установленных в пункте 16.1, закона «Об ОСАГО», производится, путем организации восстановительного ремонта.

То есть, в большинстве случаев, будут не выплаты, а направление на ремонт.

Но даже если Вам выдали направление на ремонт, это еще не значит, что обязательно будет ремонт, и не будет выплат деньгами.

Сейчас объясню, почему может не быть ремонта?

В статье все о ремонте по ОСАГО, я подробно рассказывал, что же делать, после того, как страховая выдала направление на ремонт (советую прочитать данную статью, там очень много интересного и полезного, по ремонту ОСАГО).

Так вот, после выдачи направления на ремонт, клиент приезжает в СТО указанное в направлении. По закону, если есть направление, то СТО обязано принять автомобиль на ремонт в день обращения. Но как правило возникают трудности с передачей автомобиля на ремонт в СТО.

Клиенту на СТО банально вешают лапшу на уши, что мы проведем сейчас дефектовку, но далее, мы не примем автомобиль на ремонт, так как нужно согласовать сумму ремонта со страховой, отправляют клиента домой, ждать пока страховая согласует какую-то сумму, или ссылаются на то, что нужно заказать запчасти и нужно опять ждать. Такой сценарий, не вяжется с законом, так как в нем, таких действий не предусмотрено, есть направление и в день обращения, автомобиль должны принять на ремонт, а далее отремонтировать в течение 30 рабочих дней. Все, больше ничего не предусмотрено, никаких «или», «нужно ждать», «нужно согласовывать». Есть направление на ремонт, СТО должно принять авто на ремонт и все.

Так же будьте внимательно и при передаче авто, не подписывайте никаких соглашений, так как это может быть документ, где Вы соглашаетесь произвести доплату за ремонт, соглашаетесь на установку БУ запасных частей, или просто передаете автомобиль на хранение, а не на ремонт. Если Вы подпишете документ, где передаете автомобиль на хранение, то это будет просто хранение, срок ремонта не пойдет, так как у Вас на руках не будет акта приема-передачи автомобиля.

Если Вы понимаете, что авто принимать не собираются, то попросите уполномоченное лицо, написать на направлении, что в приеме автомобиля отказано, так же пусть поставят дату, печать и подпись.

Если в этом оказано, то Ваша задача, зафиксировать, что Вы прибыли по направлению на СТО, предоставили авто, но у Вас не приняли его на ремонт. Зафиксировать это можно при помощи видеозаписи, или акта, составленного со свидетелями, прибывшими с Вами. Подробно об этом написано в статье про ремонт ОСАГО, ссылку на которую я давал выше.

По итогу, у Вас должны на руках быть доказательства, что на СТО, у Вас не приняли автомобиль на ремонт. Со дня, когда у Вас появились такие доказательства, начал идти срок ремонта, который на основании абзаца 2, пункта 15.2, закона «Об ОСАГО», составляет 30 рабочих дней.

Если на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт, то все претензии, мы предъявляем страховщику. Отмечу, что в законе нет положения, обязывающего потерпевшего, обращаться в страховую за повторным направлением на ремонт. Если на СТО не приняли автомобиль на ремонт, то это проблема страховой. У Вас есть доказательства, что автомобиль не приняли, а раз Вы обращались на СТО, то с момента обращения, пошел срок в 30 рабочих дней, отведенный по закону на ремонт, как все мы знаем, за нарушение сроков ремонта, предусмотрена неустойка.

Далее делаем независимую экспертизу, в ходе которой устанавливаем сумму ущерба и предъявляем претензию страховой. Отказали, или нет ответа в течение 15 или 30 дней, обращаемся к омбудсмену, он не помог, далее обращаемся в суд, где взыскиваем со страховой всю сумму ущерба, вместе с неустойкой, а также штрафом.

И так, рассчитывать на выплаты, мы можем в случае, если выдано направление на ремонт, то на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт.

Здесь главное, чтобы у Вас были все доказательства, начиная от отказа СТО, далее отказа страховой и немощности омбудсмена. Если есть все эти документы, то обращаемся в суд.

Есть конечно вариант, что омбудсмен все же поможет и если это так, и страховая не станет обжаловать его решение в суде, то выплаты можно получить со страховой, уже на этапе работы омбудсмена.

Нарушение срока ремонта авто на СТО? Получаем выплаты по ОСАГО

Если все же передача транспортного средства на СТО состоялась, но ремонт не начался, или он происходит на столько медленно, что очевидно, не будет выполнен в установленный законом или соглашением срок, то потерпевший имеет полное право, изменить способ возмещения ущерба, с ремонта на выплаты.

Чем обосновать изменение способа возмещения?

На основании пункта 53, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если СТО своевременно не приступает к выполнению восстановительного ремонта, или выполняет его так медленно, что очевидно, ремонт не будет выполнен в срок, то потерпевший в таких случаях, имеет полное право, изменить способ возмещения ущерба, на денежные выплаты.

Важно зафиксировать, что Вы приезжали на СТО и видели, что автомобиль не отремонтирован, или ремонт начат, но не завершен в срок. Опять, проще всего, это сделать, записав на видео, или приехать со свидетелями и составить акт.

Когда на руках есть доказательства, то пишем в страховую заявление на изменение формы страхового возмещения, с восстановительного ремонта, на денежные выплаты.

Ждем ответа от страховой. Если он не поступает в течение 10 дней, то мы можем забрать автомобиль, для проведения экспертизы и предъявления страховой претензии, где потребовать выплаты конкретной суммы.

Если страховая не отвечает, или ответила отказом, то обращаемся к омбудсмену, если и он не помог, то обращаемся в суд и взыскиваем сумму ущерба, неустойку, а также штраф.

Здесь важно все документировать, и у Вас на руках, обязательно должны оставаться документы и доказательства, подтверждающие, что Вы обращались в страховую, в конкретную дату, с конкретными требованиями. Должны остаться документы, подтверждающие, что Вы передавали автомобиль на СТО, и что его в срок не отремонтировали.

Документируем абсолютно все действия, и соответственно, не теряем наши документики, это очень важные, юридически значимые доказательства.

С Вашей стороны, для решения спора в Вашу пользу, не должно быть никаких проколов, в противном случае, это сыграет против Вас.

Некачественный ремонт автомобиля на СТО

Здесь уже есть два варианта, или Вы добиваете страховую, заставляя исправить через СТО все выявленные недостатки, или получаете денежную компенсацию, за выявленные недостатки.

Но помните, когда Вы получаете автомобиль после ремонта на СТО, если Вы ничего не понимаете в технической части и качестве ремонта (если Вы конечно не эксперт), не принимайте авто в одиночку. Найдите опытного специалиста, который поедет с Вами, не пожалейте денег и заплатите ему, но при приеме авто, он на месте, укажет на все недостатки в ремонте, которые Вы внесете в акт приема-передачи. Далее, акт с вписанными недостатками, будет доказательством, что ремонт был выполнен некачественно и будет, что предъявить страховой.

Помните, если сразу при получении авто, не выявить недостатки ремонта, то потом доказать, что они были допущены именно при ремонте в этом СТО по направлению страховой, будет сложно, могут сказать, что Вы после получения могли опять разбить авто, и провести ремонт уже в другом сервисе, а как доказать обратное, не ясно и довольно сложно.

К примеру, пункт 5.3, Положения Банка России, от 19.09.2014 № 431-П, о правилах ОСАГО, говорит, что если у потерпевшего, имеются претензии относительно качества выполненного ремонта, то он указывает на них, именно в акте, приема-передачи автомобиля, при получении авто после ремонта.

Логично будет предположить, что если не указать недостатки в акте сразу при приеме авто, то соответственно, страховая будет отпираться тем, что сразу не проверили, а значит недостатков не было. Здесь конечно все будет зависеть от ситуации и от срока последующего обращения с претензией, но если Вам не нужны лишние проблемы, то просто сразу укажите в акте, все недостатки, которые обязательно будут.

Если были выявлены недостатки в процессе принятия автомобиля, то все претензии, на основании пункта 15.1, закона «Об ОСАГО», должны предъявляться страховой компании.

Направляем претензию страховой компании, где указываем, на наличие недостатков. На основании абзаца 3, пункта 5.3, Положения Банка России, от 19.09.2014 № 431-П, обязан в течение 5 календарных дней, с момента получения претензии, организовать осмотр транспортного средства, а потерпевший, должен предоставить ТС на осмотр в согласованное со страховщиком время и место осмотра.

В процессе осмотра, будет сделан вывод, о наличии, или об отсутствии недостатков, а также о наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая, и проведенного СТО ремонта, а также о технической возможности, устранения данных недостатков.

По данному фату, будет составлен соответствующий акт, в момент осмотра. Если в акте указана возможность исправить выявленные недостатки, путем проведения повторного ремонта, то вместе с актом, потерпевшему будет вручено направления на ремонт. Если в акте указано, что устранить недостатки не представляется возможным, путем проведения повторного восстановительного ремонта, то на основании абзаца 3, пункта 15, статьи 12, закона «Об ОСАГО», производится страховая выплата.

Если при наличии явных недостатков, не удалось решить вопрос в досудебном порядке, по претензии, то решаем вопрос через омбудсмена, и далее если он не помог, то идем в суд и в суде, взыскиваем часть страхового возмещения, необходимого на исправление выявленных недостатков. Перед этим соответственно, нужно будет проводить независимую экспертизу, по качеству ремонта.

Случаи в которых будут выплаты по ОСАГО указанные в законе

Ниже перечислены все ситуации, описанные в статье 12, закона «Об ОСАГО», при наступлении которых, выплаты будут производиться деньгами.

  • Гибель транспортного средства. Подробнее об этом, я писал в статье тотальная гибель автомобиля. Если выражаться простыми словами, это когда автомобиль не подлежит восстановлению. Но в рамках ОСАГО, погибшим, признается транспортное средство, стоимость ремонта которого превышает 75%, от его рыночной стоимости, или равна ей. Если транспортное средство после проведения экспертизы и расчета суммы ущерба, признается погибшим, то страховое возмещение, осуществляется в форме страховой выплаты;
  • В случае если потерпевший, погиб в результате ДТП. В таком случае денежные выплаты, получат наследники погибшего;
  • Если в результате страхового случая, здоровью потерпевшего, был причинен вред, средней степени тяжести, или тяжкий вред. В таком случае, потерпевший имеет право получить выплаты деньгами, но при условии, что в заявлении на возмещение ущерба укажет именно такой способ возмещения. Также, в данном случае, нужно обязательно доказать наличие вреда здоровью и сделать это можно, предоставив результаты судебно-медицинской экспертизы;
  • Деньги может получить потерпевший, в случае если он является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении, выбрал именно денежную форму возмещения. Здесь важно понимать, что получить возмещение по такой схеме, возможно в случае если транспортное средство, необходимо по медицинским показаниям, одной инвалидности, не достаточно;
  • Если сумма ущерба, превышает установленный лимит выплат по ОСАГО. Это касается стандартного возмещения в пределах 400000 рублей, а также возмещения по европротоколу, где лимит составляет на данный момент 100000 рублей, и потерпевший не согласен производить доплату за полное восстановление ТС на СТО, то в таком случае, возмещение будет произведено в денежной форме;
  • Если длина маршрута, от места жительства потерпевшего, до станции технического обслуживания, на которой будет производиться ремонт ТС, превышает 50 километров. В таком случае, потерпевший вправе выбрать форму страхового возмещения, в виде выплат. Но если, страховая компания готова организовать доставку ТС, от места жительства потерпевшего, до места проведения ремонта, а после ремонта доставить ТС обратно, то в таком случае, за потерпевшим, отсутствует право выбора, вида страхового возмещения и будет только ремонт;
  • Выплаты будут осуществляться в случае, если с года выпуска, поврежденного ТС, не прошло два года и при этом, у страховой компании отсутствует договор с СТО, осуществляющей сервисное обслуживание данной марки транспортного средства в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок. Простыми словами, если у страховой нет договора с официальным дилером, который осуществляет обслуживание конкретной марки авто, а с даты выпуска авто прошло менее 2 лет, то потерпевший, имеет полное право, требовать выплат;
  • Если при заключении договора ОСАГО, владелец ТС, в заявлении на заключение договора ОСАГО, указал СТО на которой в случае наступления страхового случая, должен производиться ремонт его ТС, но при наступлении страхового случая, страховая компания не может организовать ремонт на указанной в заявлении клиента СТО, то потерпевший, вправе выбрать на основании абзаца 2, пункта 3.1, статьи 15, закона «Об ОСАГО», способ страхового возмещения в виде денежной выплаты;
  • Выплаты могут быть произведены, в случае, если между потерпевшим и страховщиком, будет заключено соглашение, где будет указана сумма выплат, на которую согласен потерпевший. Будьте внимательны, после подписания подобного соглашения, Вы лишаетесь права в дальнейшем предъявлять претензии страховой компании, относительно недостаточности суммы выплат, решать этот вопрос в суде и предъявлять какие-либо претензии, относительно вопроса, урегулированного в соглашении.

Выводы из статьи:

Как видите, способов получить денежные выплаты по ОСАГО, значительно больше, чем может показаться. Что интересно, в законе перечислены все эти способы, но для того, чтобы в полной мере понимать свои права, в рамках закона об ОСАГО, нужно очень подробно изучить законодательство, а если Вы не юрист, то на это, просто банально может не быть времени.

Страховые пользуются неосведомленностью клиентов, нарушая права, занижая выплаты, отказывая в возмещении, проводя некачественный ремонт, тем самым получая прибыль и наживаясь на доверии клиентов, в отсутствии какой-либо приличной альтернативы для ОСАГО.

ОСАГО это обязательный вид страхования, и я считаю, что страховые чувствуют свою безнаказанность и не хотят отвечать перед клиентами по закону, мы все это видим, и прекрасно понимаем, что с каждым годом, страховые становятся более защищенными с точки зрения закона, у них становится больше возможности законно занизить выплаты, отказать в выплатах, затянуть время возмещения ущерба и любыми другими «законными» способами, заработать на клиентах, не собираясь при этом нести какую либо серьезную ответственность.

Но мы как владельцы автомобилей, не должны при этом опускать руки, закон есть и на нашей стороне, и мы должны постоянно давать страховой понять, что никто не собирается дарить свои деньги, в обмен на туманные перспективы возмещения ущерба. Если страховая нарушает Ваши права, не позволяйте ей этого делать, боритесь, применяйте все возможности, которые дает нам закон, привлекайте страховую к финансовой ответственности и если Вы самостоятельно не можете этого сделать, обращайтесь к нам, мы гарантированно Вам поможем. 

Об авторе:

Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Тудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.