Вы здесь

Все о ремонте авто по ОСАГО после ДТП

Аватар пользователя Ларин Александр
Самарин Александр
12.04.2018
ОСАГО

Ремонт по направлению от страховой, вызывает огромное количество вопросов от автомобилистов, попавших в ДТП и столкнувшихся с данных способом возмещения ущерба. Люди сталкиваются с множеством проблем, решение которых, требует юридической практики, или привлечения практикующего юриста. В статье я дам полезные советы владельцам автомобилей, попавшим в ДТП и столкнувшимся в качестве возмещения ущерба с ремонтом по ОСАГО.

Кого направляют на ремонт по ОСАГО?

На основании пункта 15.1, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного на территории РФ, преимущественно осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта.

Отмечу, что возмещение имеет место, в случае если у виновника ДТП имеется полис ОСАГО (действующий, не поддельный).

Поясню.

Если попали в ДТП, Вы не признаны виновником, у виновника есть полис ОСАГО, Ваше транспортное средство зарегистрировано в РФ, то после обращения в страховую, Вас в большинстве случаев, направят на ремонт в СТО (станция технического обслуживания, автосервис), с которой у страховой, заключен соответствующий договор.  

Страховая компания, не всегда направляет на ремонт. В пункте 16.1 закона «Об ОСАГО», рассмотрены случаи, когда ущерб возмещается деньгами.

Можно ли получить выплаты вместо ремонта по ОСАГО?

Право на получение выплат, взамен восстановительного ремонта, страхователь (потерпевший, клиент) может получить в следующих случаях:

  • Полная конструктивная гибель транспортного средства (ТС). Подробнее о том, что же такое гибель ТС, Вы можете прочитать по ссылке. Простыми словами, это когда стоимость ремонта, превышает рыночную стоимость авто, или стоимость восстановительного ремонта ТС, составляет более 70%, рыночной стоимости поврежденного автомобиля;
  • В случае смерти потерпевшего (клиента страховой компании), в результате произошедшего ДТП;
  • Если здоровью потерпевшего страхователя, в результате ДТП (страхового случая), был причинен вред средней тяжести, что подтверждается медицинским заключением, то потерпевший вправе выбрать форму страхового возмещения. То есть, потерпевший в таком случае наделяется правом выбора, направить автомобиль на ремонт в СТО, или получить выплаты деньгами;
  • Выбор формы страхового возмещения, предоставляется инвалидам, имеющим транспортные средства, в соответствии с медицинскими показаниями. То есть здесь недостаточно иметь документальное подтверждение, что пострадавший инвалид. Нужно предоставить медицинский документ, с показаниями врача о необходимости иметь данному гражданину автомобиль, по причине инвалидности;
  • Если стоимость восстановительного ремонта, превышает сумму в 400000 рублей;
  • Если ДТП было оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то есть с заполнением европротокола и стоимость восстановительного ремонта, превышает лимит выплат по европротоколу. Лимит как мы все знаем на основании пункта 4, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО» составляет 100000 рублей, а в случае если выполнены требования пункта 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», при оформлении ДТП без сотрудников полиции, то лимит по европротоколу, будет составлять полные 400000 рублей. В обоих случаях, при превышении лимита выплат, потерпевший имеет право отказаться от доплаты за ремонт и получить выплату деньгами;
  • Если участники ДТП, при котором произошел страховой случай, признаны виновными, то есть в ДТП установлена обоюдная вина. В такой ситуации, возмещение осуществляется не в полном объеме, а в соответствии со степенью вины. Исходя из этого, потребуется доплата за восстановительный ремонт. Если потерпевший, откажется от доплаты, то в таком случае, он имеет право на получение денежной выплаты;
  • Если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным правилам ОСАГО, требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении ситуации потерпевшего. Если потерпевший, не дает согласия на ремонт ни на одной из таких станций, то возмещение осуществляется путем страховой выплаты;
  • Если потерпевший, при заключении договора ОСАГО, указал СТО, на которой нужно проводить ремонт его автомобиля, при возникновении страхового случая, а у страховой нет возможности организовать ремонт на указанной СТО, то потерпевший, имеет полное право, выбрать форму страхового возмещения, в виде выплаты, или согласиться на ремонт в предложенной страховой компанией СТО;
  • Выплаты деньгами возможны при достижении соглашения о сумме страховой выплаты в счет возмещения ущерба, между страховой компанией и потерпевшим. Помните, что соглашения, дело добровольное и никто не заставляет Вас его подписывать. Страховая может предложить подписать Вам соглашение, где будет указана сумма страхового возмещения по Вашему случаю, заниженная более чем на 40%. После подписания такого соглашения, Вы лишаетесь права, оспорить сумму выплат в судебном порядке, так как сами выразили согласие с суммой возмещения. Поэтому, прежде чем заключать такие соглашения, нужно понимать, в какую сумму Вам выйдет ремонт автомобиля.

Во всех вышеперечисленных ситуациях, потерпевший, может получить выплаты, вместо ремонта.

Как страховая считает стоимость ремонта по ОСАГО?

Как говорится в законе «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждения транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

На основании пункта 2, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства").

На основании пункта 3, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза, проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, и данная методика, утверждена Банком России.

Вроде бы все должно происходить по закону, Вы попали в ДТП, Вам повредили автомобиль, и Вы обращаетесь в страховую с заявлением не возмещение ущерба, и страховая в течение 5 дней после Вашего обращения, должна организовать проведение осмотра, или независимой технической экспертизы в случае разногласий по причинам возникновения каких-либо повреждений. Потерпевший, должен предоставить в течение этих 5 дней, транспортное средство страховщику, что бы была проведена экспертиза или осмотр.

Человек, который будет проводить осмотр, представитель страховой компании, хотя юридическое лицо, от имени которого он выступает, не будет иметь отношения к страховой компании, но он должен подтвердить свои полномочия на действия от имени страховой, доверенностью, особенно в том случае, когда он приезжает на осмотр, к месту нахождения автомобиля, когда авто не на ходу. Подтвердил полномочия, есть доверенность и документы, пожалуйста, пусть проводит осмотр. Никаких ковыряний в машине, съема деталей и прочего. Он должен зафиксировать ущерб и все. Фиксация ущерба предполагает фотографии и составление акта осмотра.

Как мы все знаем, отчет эксперта от страховой, по стоимости ремонта будет максимально необъективным, и сумма ущерба будет занижаться, тем более справочник РСА, по которому производится оценка, стоимость новых запасных частей, содержит уже заниженные цены на детали, которые ниже рыночных процентов на 20 минимум.

Я уже не говорю о том, что работники, или как они себя называют, эксперты, порой не имеют никакой квалификации и документов, подтверждающих их статус эксперта. Да и такое бывает, в судах ни раз сталкивались с необходимостью отмены результатов экспертизы от страховой, так как указанный эксперт, даже никаких документов не мог предоставить. Что говорить, расчеты были такими же.

Вот Решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где как раз была признана недействительной экспертиза, проведенная от страховой, так как у эксперта, не было никаких документов, подтверждающих его статус и была назначена судебная экспертиза.

Почему занижают сумму возмещения страховщики и как они это делают?

Для расчета стоимости восстановительного ремонта, эксперты пользуются программой Audatex. Достаточно популярное программное обеспечение, где можно выбрать марку и модель автомобиля, выбрать детали, подлежащие замене или ремонту, сразу же указать какие манипуляции с ними будут проводиться для восстановления автомобиля и приведения его в доаварийное состояние. Но самое главное, данная программа сможет рассчитать цены, как на детали, так и на проведение всех необходимых работ по восстановлению авто, все разнести по пунктам и дать итоговую стоимость.

К примеру, произошел страховой случай и потерпевший обращается в страховую, что бы ему возместили ущерб. Страховая принимает все документы и далее направляет клиента в свою карманную контору, где сидит такой же эксперт. Он выходит, осматривает автомобиль, записывает повреждения в акт, Вы смотрите на список повреждений, там все указано, придраться не к чему, но добавляете, что возможны скрытые повреждения, или пишите возражения по факту отказа вносить в акт, дополнительные повреждения, которые так же относятся к ДТП. Далее расписываетесь в акте и идете ждать результатов.

К примеру, у Вас покраска бампера. Эксперт от страховой компании, зайдет в программу, выберет марку и модель авто, выберет бампер и просто поставит тип работ, покраска и съем установка. В итоге получится заниженная сумма.

Почему? Казалось бы, все как положено, ведь бампер нужно снять поставить, ну и покрасить. Да это так, но если подумать, то такими примитивными методами, не работают даже в самом захудалом кузовном СТО.

Если взять сложный бампер, скажем от автомобиля мерседес, и рассмотреть его в той же самой программе, то мы видим, что есть список работ, который можно провести с бампером. Нас интересует покраска, но в покраске есть разные технологии, составы красок, методы покраски детали для конкретного автомобиля, затраты на подбор краски и все эти пункты, подготовку перед покраской, нужно учитывать. Учел ли эти пункты эксперт от страховой? Нет не учел и это повлияло на стоимость работ, она оказалась заниженной, так как не указаны дополнительные пункты работ, которые необходимы по технологии.

Но это еще не все. Идем далее.

В результатах оценки от страховой, будет указано, снятие, покраска и установка бампера. И это все? То есть они предполагают, что достаточно просто снять, покрасить бампер и поставить назад? Нет, это не верно и опять же, такой подход неминуемо снизит стоимость работ.

Если взять тот же бампер, скажем от мерседеса «Е» класса, то бампер не цельный. В таком бампере есть решетки, парктроники, противотуманные фары, декоративные элементы, молдинги, внутренние элементы, могут быть одноразовые клипсы и крепеж, который так же стоит денег. А страховая просто берет и не учитывает эти моменты. Согласно ее подходу, мы снимаем бампер, красим его, не снимая никакие детали и не разбирая, а потом ставим на место.

Но прежде чем бампер покрасить, нужно разобрать его и снять все дополнительные вышеназванные элементы, мы же не собираемся их красить вместе с бампером. Потом соответственно все собрать.

Я здесь ну буду углубляться в технологию покраски, в ней куча тонкостей, которые должны быть учтены при расчете стоимости ремонта.

Именно такой небрежный и примитивный подход, позволяет страховым занижать сумму страхового возмещения.

Независимые эксперты работают иначе. Их подход более тонкий, так как они устанавливают ремонт, именно с соблюдением всех технологий, что в итоге, стоит гораздо дороже и требует затратить больше нормо-часов.

По этой причине, страховая компания, не учитывая никаких дополнительных работ, которые так же стоят денег, предлагает клиентам, заниженные суммы возмещения, на которые определенная часть клиентов все же соглашаются. А зря!

Будьте внимательны и всегда при подозрении на то, что сумма восстановительного ремонта занижена, обращайтесь к независимому эксперту, для проверки правильности расчетов. Так Вы сможете понять, на какую сумму страховая пытается Вас обмануть.

Направление на ремонт

Начнем с обращения в страховую.

Когда Вы подаете документы вместе с заявлением не страховое возмещение, я не рекомендую прикладывать реквизиты для выплат. Для начала нужно разобраться, сколько готова Вам выплатить страховая. Что будет для Вас выгоднее, поставить автомобиль на ремонт, или получить денежные выплаты. Такое решение принимается всегда индивидуально.

Скажу так, ремонт он по сути выгоднее, так как в таком случае, сумма возмещения, считается без износа. То есть если сумма на замену бампера при ремонте считается без износа, и к примеру, будет стоить 20000 рублей, то если возмещение будет производиться деньгами, то таком случае, страховая посчитает износ 50%, и грубо говоря за бампер Вам выплатят 100000 рублей.

Реквизиты я не советую прикладывать, потому как страховая, без каких-либо на то оснований, может не направить Вас на ремонт, хотя Вы такое право имеете и так и должно быть, а просто возьмет и примет в одностороннем порядке решение, о перечислении денег Вам на счет. Вам нужен ремонт, а Вам выплатят недостающую сумму на ремонт и скажут, что исполнили свои обязательства по возмещению ущерба.

В случае если нет реквизитов клиента, деньги некуда перечислять, то их не перечислят и придется выдать Вам направление на ремонт.

Помните, реквизиты, лучше всего прикладывать, когда Вы уже согласны на выплаты.

Выдается направление на ремонт, в течение 20 дней, с момента подачи документов в страховую компанию (пункт 21, статьи 12 закона «Об ОСАГО»). Осмотр и экспертизу, Вам могут назначить и на 19-й день, после приема документов, но вот выдать направление, Вам должны, через 20 дней, после Вашего обращения.

На основании пункта 21, статьи 12 закона «Об ОСАГО», при несоблюдении срока выдачи направления, за каждый день просрочки, страховая должна выплатить клиенту неустойку, в размере 1%, за каждый день просрочки, от суммы страхового возмещения.

Что бы получить данную неустойку, Вам нужно подать претензию в страховую, с расчетом и требованием выплатить неустойку, или взыскать ее в судебном порядке, если по претензии не выплатили.

Как обманывают страховые при выдаче направления на ремонт?

При выдаче направления на ремонт, страховая предложит Вам подписать дополнительные документы. Но скажу так, подписывать Вы ничего не должны.

Откажитесь от подписи дополнительных документов, это могут быть соглашения:

  • На доплату на СТО, в случае если суммы перечисленной страховой, не хватит на полное восстановление автомобиля;
  • На восстановление автомобиля, в любом СТО, которое предложит Вам страховая, в ситуации, когда восстановление Вашего авто, необходимо производить только в дилерском центре. Если автомобиль моложе 2-х лет (абз. 4, пункта 15.2, статьи 12 закона «Об ОСАГО»);
  • На использование БУ запасных частей, при восстановлении Вашего автомобиля;
  • На увеличение сроков ремонта, свыше положенных 30 дней по закону.

Что еще придумает страховая я не могу сказать, но я Вас предупредил, что при получении направления, внимательно изучайте документы, которые Вам подсовывает страховая на подпись. Я гарантирую, что ничего хорошего, Вам не предложат.

Так же предупреждаю заранее, что обязательно посмотрите на обратную сторону направления, так как на обороте, может быть написано, что Вы соглашаетесь на какие-то дополнительные условия, типа ремонт автомобиля БУ запасными частями.

Смотрим все документы, крайне внимательно, с обоих сторон, вчитываемся и думаем, что же нам подсунули и для чего.

Если в направлении есть пункты, с которыми Вы не согласны, то на Вашем экземпляре и на экземпляре страховой, вычеркиваем эти пункты и под каждыми пишем, что Вы не согласны с данным пунктом, так как он противоречит, действующему законодательству. Только после того, как Вы исключите все пункты, подписываем направление.

К слову, когда Вы прибудете на СТО, там так же нужно читать и изучать документы, которые Вам дают на подпись уже на СТО, так как это могут быть те же самые невыгодные для Вас (к примеру, о частичном восстановлении авто) и развязывающие руки страховой и СТО соглашения. Читаем, если документ нужный, то подписываем, если нет, то отказываемся от подписи.

Передаем автомобиль на ремонт в СТО

В направлении, как правило указан срок, в течение которого клиент должен обратиться на СТО для передачи автомобиля на ремонт.

В случае, если Вы пропустили срок обращения по направлению, то обратитесь в страховую повторно, Вам выдадут новое направление на ремонт.

По прибытию в СТО, могут возникнуть проблемы, с приемом автомобиля. Все чаще СТО, отказываются принимать автомобиль на ремонт, мотивируя отказ необходимостью согласовать сумму ремонта, заказать запасные части, необходимости клиента произвести доплаты и прочее.

У Вас есть направление на ремонт, это документ, согласно которому, Вы имеете право, реализовать свое право, на возмещение ущерба. СТО в свою очередь, должно принять у Вас автомобиль на ремонт в день обращения. То есть, авто принимают, составляют акт осмотра, дефектуют, составляют акт приема-передачи авто, вы подписываете все акты, и у Вас должны остаться Ваши экземпляры актов, для подтверждения того, что Вы передали автомобиль на СТО.

Только не подписывайте акт передачи на хранение, только акт передачи на ремонт. Если подпишете акт на хранение, то машина будет просто стоять на СТО, но ремонтировать ее не будут, она же хранится.

На основании пункта 15.2, статьи 12 закона «Об  ОСАГО», срок восстановительного ремонта, составляет 30 рабочих дней, с момента передачи автомобиля на СТО.

Если есть подозрения, что на СТО начнут вводить Вас в заблуждение, не будут принимать автомобиль на ремонт, то можно поступить следующим образом. Возьмите с собой пару свидетелей, они могут вести съемку сего действа, Вы так же можете вести съемку.

Для начала снимите внешний вид СТО, вывеску и адрес если они есть. Далее идем в сервис и находим ответственное лицо, или заходим в офис и объясняем цель прибытия. Показываем направление на ремонт (его лучше сфотографировать и снять копию, потому что могут забрать его, и не вернуть, и не принять машину), и просим принять авто на ремонт.

Если будут отказываться, то у Вас видеозапись о том, что Вы предоставляли автомобиль на ремонт по направлению (да, направление так же снимите на видео). Так же на месте со свидетелями, Вы можете составить акт, о том, что Вам отказали в принятии авто на ремонт, и в данном акте, подписи должны поставить свидетели, указана дата и время, а также Ваша подпись.

Фиксировать обращение нужно по той причине, что это будет доказательством факта передачи Вами ТС на ремонт и если доказательство есть, то формально Вы передали авто на ремонт и с данного дня, пойдет срок в 30 дней, в течение которого, СТО должно выполнить ремонт. А если доказательств у Вас нет, то и подтвердить, что Вам отказали, не сможете, а в суде, доказательства обязательны.

Закон есть закон и направление на ремонт, говорит ровно о том, что Вы должны передать авто на СТО, а СТО должно принять его и приступить к ремонту, который на основании абзаца 2, пункта 15.2, статьи 12 закона «Об ОСАГО», длится не более 30 рабочих дней.

Ни о каких согласованиях со страховой, сумм ремонта, недостаточных сумм ремонт, ни о каких подождите, ни о каких устных увеличениях срока, передачи авто на дефектовку или хранение речи в законе нет. Вы не должны никого ждать и идти на поводу, есть направление, есть срок 30 дней на ремонт с момента передачи авто, все, никаких или, возможно, скорее всего, все по закону, передаем на ремонт, пусть приступают к ремонту, а мы и ждем 30 рабочих дней.

Если автомобиль не приняли в СТО на ремонт?

Ссылаются на несуществующие нормы закона и просто отказывают. Не ставят отметок на направлении, забрали направление и не отдают.

У Вас есть свидетели, которые присутствовали, есть видео, есть составленный акт об отказе подписанный свидетелями. Как я говорил, со дня, когда Вы пытались сдать авто на ремонт, пошло 30 дней, в течение которых СТО должно произвести ремонт.

У Вас есть на руках все доказательства, что Вам отказали. После чего, пишем претензию в страховую (срок ответа на претензию 10 дней, на основании пункта 1, статьи 16.1 закона «Об ОСАГО), сообщаем об отказе принять авто на ремонт, можно приложить копию акта об отказе, сообщить о свидетелях и видео записи. Если на претензию в течение установленного срока нет ответа, то вопрос нужно решать в судебном порядке.

Вот нужное решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где ситуация касается вопроса отказа СТО принимать автомобиль на ремонт и в результате, в пользу истца, было вынесено решение, взыскать со страховой сумму ущерба, неустойку, а также штраф. Правда неустойка и штраф в данном случае, были значительно занижены на основании по основаниям статьи 333 ГК РФ.

Страховая может выдать направление на ремонт в другую СТО. Может повлиять на СТО где Вам отказали. Ситуация может закончиться тем, что авто все же примут, или примут в другом СТО, или если Вы так же получите отказ в другом СТО, нужно будет еще раз все зафиксировать и в судебном порядке, требовать выплаты денежных средств, предварительно проведя экспертизу, и узнав реальную стоимость ущерба, которую мы будем взыскивать в судебном порядке.

Так же, на основании абзаца 2, пункта 52, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58, в случае если страховщик нарушил требования закона об организации восстановительного ремонта, потерпевший имеет право обратиться в суд, с требованием о понуждении к совершению требуемых действий, к примеру, организовать ремонт транспортного средства, или выдать направление на ремонт (пункт 1 статьи 308.3 ГК РФ).

Есть вариант, по заявлению требовать выдать направление на СТО, с которым Вы договорились и где готовы провести ремонт, за ту сумму, которую насчитала страховая. То есть фактически попросить направление на СТО, где хотите отремонтировать авто Вы. Но здесь, на основании пункта 15.3, закона «Об ОСАГО», требуется получить согласие страховой компании.

То есть здесь два варианта, если авто не приняли, один или два раза, идем в суд, взыскиваем сумму ущерба, или понуждаем страховую к организации ремонта.

Либо давим на страховую, что бы она выдала направление на СТО, где автомобиль примут на ремонт.

Как правильно передать автомобиль на СТО?

Не забываем про фиксацию на видео и по возможности свидетелей, так как в любой момент, все может пойти не так. Лучше всегда иметь доказательства.

Бывает, что СТО на которую Вы приехали, все же адекватная. Но все же, Вам говорят, что им нужно время на поиск запасных частей и просят дать время. Хорошо, Вы можете договориться с ними и составить акт приема передачи, увеличив срок ремонта с 30 дней, скажем до 40. Так же в акте внимательно изучите положения о том, какими деталями должен восстанавливаться автомобиль, должно быть указано, что запасные части новые и обязательно соответствовать, требованию завода изготовителя автомобиля. Вы можете согласиться на БУ запасные части, но они так же должны соответствовать вышеназванному требованию.

В акте приема-передачи, должен быть указан срок, в течение которого Вам должны произвести ремонт.

Прежде чем подписать акт, Вам нужно внимательно ознакомиться с ним, так как в нем должна стоять точная дата принятия авто, а также дата окончания ремонта. Внимательно читайте, что бы не было формулировок о том, что Вы передаете автомобиль на хранение, согласны на доплату из своего кармана и прочих невыгодных для Вас условий. Если что-то не устраивает, вычеркивайте, вносите исправления и только после того, как Вас все будет устраивать, подписывайте акт. Не забывайте, что акт должен быть подписан со стороны СТО и должна стоять их печать.

Не подписывайте никаких дополнительных соглашений, все они нацелены на обман и введение в заблуждение клиента. Вы должны подписать только акт приема передачи, содержащий условия, которые Вас устраивают.

Если просят подписать разрешение на дополнительный осмотр, для выявления скрытых повреждений, то можете дать такое разрешение, но сроки ремонта увеличивать не вправе.

Могут попросить подписать смету, так же не подписывайте и помните, что Ваша задача, передать авто не ремонт по направлению, и подписать акт приема-передачи. Все остальное, о чем я говорил, не Ваши проблемы.

Передали авто, срок в 30 дней пошел.

Затягивают сроки ремонта?

Если Вы видите, что ремонт не будет закончен в срок, или сроки на ремонт уже вышли, ни в коем случае не нужно забирать автомобиль. Он должен находиться на СТО, пока ситуация не будет решена.

На основании пункта 53, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58, в случае если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта.

Направляем в страховую компанию претензию, где уведомляем, что срок на восстановительный ремонт вышел и ссылаясь на вышеназванный пункт 53, Постановления Пленума ВС РФ №58, требуем замены способа возмещение ущерба, на денежные выплаты.

На основании пункта 1, статьи 16.1 закона «Об ОСАГО», страховая должна дать ответ на претензию в течение 10 дней. Если этого не случилось, или Вам поступил отказ, то необходимо решать вопрос в судебном порядке.

У Вас есть на руках отказ, или если отказа не было, у Вас есть доказательства, что Вы направляли претензию и сроки ремонта нарушены. Так же должны быть доказательства, что Вы передали автомобиль на ремонт, конкретного числа (как я говорил, видео, акт, свидетели, если отказывались принимать), акт приема передачи авто, если все же сдали на ремонт.

Если на руках у потерпевшего, есть все вышеперечисленные доказательства, то решение суда, будет в его пользу.

Ниже я привел некоторые решения судов, относительно проблемы, когда сроки ремонта были нарушены. Прочитайте их, и Вы сами убедитесь, что можно заменить ремонт на выплаты, в случае если сроки ремонта нарушены. Вот решения, их можно найти по названию:

  • Решение № 2-159/2020 2-159/2020(2-2741/2019;)~М-2535/2019 2-2741/2019 М-2535/2019 от 22 января 2020 г. по делу № 2-159/2020. Нарушение сроков ремонта по ОСАГО и в конечном итоге, замена способа возмещения на выплаты;
  • Решение № 2-1102/2019 2-38/2020 2-38/2020(2-1102/2019;)~М-862/2019 М-862/2019 от 20 января 2020 г. по делу № 2-1102/2019. То же самое, нарушение сроков восстановительного ремонта и решение суда с взысканием штрафа, в пользу клиента страховой компании.

Также после получения отказа от страховой, мы можем забрать автомобиль и с целью установить реальную стоимость восстановительного ремонта, провести независимую экспертизу транспортного средства. Получить отчет, с реальной стоимостью ущерба и уже обращаться в суд, для взыскания суммы ущерба в полном объеме.

Если ремонт автомобиля на СТО выполнен некачественно?

Советую, при приеме авто с ремонта, в акте приема-передачи, указать все недостатки, которые были обнаружены. По факту, в письменной форме в акте приема-передачи, указываем все претензии.

Что бы зафиксировать все недостатки, я советую пригласить авто эксперта, он с точностью сможет определить, какие именно огрехи, допустили работники СТО, при проведении работ, по восстановлению авто.

Да, эксперту придется заплатить, но лучше зафиксировать все на месте, чем потом, что-либо доказывать и тратить дополнительное время. Так же я рекомендую записать на видео, как Вы с экспертом принимали авто.

Да, соглашусь, звучит абсурдно, что все нужно записывать при свидетелях, составлять акты, иметь на руках документы, подтверждающие передачу других документов! Да, но это нужно, чем больше у Вас на руках разных видов доказательств нарушения Ваших прав, тем для Вас лучше и тем легче пройдет суд.

После того, как Вы определили, что в Вашем автомобиле имеются недостатки, необходимо решать вопрос, по устранению недостатков.

Для устранения вопроса, без промедления, направляем в страховую компанию претензию, где сообщаем о выявленных недостатках и требуем на основании пункта 5.1, Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", организовать осмотр транспортного средства.

Согласно тем же правилам, претензия должна содержать:

  • Наименование страховщика, которому она направляется;
  • Полное наименование, адрес места нахождения / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
  • Требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • Банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика;
  • Фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.

Теми же правилами, установлено, что к претензии, заявитель должен приложить следующие документы, если он их не передавал, при первом обращении в страховую за возмещением ущерба:

  • Паспорта или другой документ, являющийся удостоверением личности;
  • Документ для подтверждения права собственности на поврежденное транспортное средство;
  • Документы о ДТП из ГИБДД, или европротокол, если ДТП оформляли без уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • Полис ОСАГО.

Претензию вручаем уполномоченному сотруднику страховой под роспись, или направляем заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

На основании абзаца 3, пункта 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховая компания после получения претензии в течении 5 дней, должна организовать осмотр транспортного средства и согласовать с клиентом дату, время и место осмотра транспортного средства.

В процессе осмотра, составляется акт, где указываются выводы о наличии или отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, о наличии или отсутствии связи недостатков с последствиями ДТП приведшего к страховому случаю, о наличии технической возможности по устранению выявленных недостатков, путем проведения повторного ремонта, или делается вывод, об отсутствии недостатков.

Помните, что акт осмотра, должен быть составлен на месте проведения осмотра, в трех экземплярах. Один экземпляр с подписью представителя страховой и печатью страховой вручается потерпевшему, второй остается представителю страховой, а третий представителю СТО, где проходил ремонт авто.

Если в акте сказано о возможности устранения недостатков путем проведения повторного ремонта, то на месте, должно быть выдано направление на такой ремонт на СТО. Но направление может быть и не выдано, в случае, если между страховой и потерпевшим, заключено соглашение, об ином способе устранения недостатков, к примеру выплата.

Если в акте осмотра указано, что возможности устранить выявленные недостатки нет, то страховая компания, на основании абзаца 5, пункта 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховая компания в соответствии с пунктом 1, статьи 16.1 закона «Об ОСАГО», должна произвести выплаты.

Срок устранения недостатков, так же 30 рабочих дней (абзац 2, пункта 15.2, статьи 12 закона «Об ОСАГО»), если иной срок не согласован между страховой компанией и потерпевшим.

Если страховая отказывается исправлять недостатки некачественного ремонта?

Если недостатки не будут устранены, или страховая откажет в устранении недостатков по претензии, сделает вид, что не получала претензию, то в таком случае, обращаемся за услугами независимого эксперта.

Будет проведена экспертиза, о проведении которой, а также о дате, времени и месте, страховая компания должна быть извещена телеграммой. Эксперт выявит все недостатки после некачественного восстановительного ремонта, а также рассчитает сумму затрат, на проведение работ по устранению данных недостатков. В итоге, у Вас на руках будет заключение эксперта, где будут все доказательства факта оказания некачественной услуги, по восстановительному ремонту и сумма, которую Вы вправе требовать от страховой.

После чего, нужно подготовить исковое заявление, собрать доказательства нарушения Ваших прав страховой компанией, приложить претензии и обращения, направленные Вами страховой, акты приема передачи автомобиля на СТО, результаты независимой экспертизы по обнаруженным недостаткам, уплатить государственную пошлину и направить документы в суд.

Полноценный процесс подготовки к судебному заседанию, довольно затратное мероприятие и подробное рассмотрение процесса, выходит за рамки данной статьи.

Но если страховая компания нарушает Ваши права и не желает проводить ремонт, или провела его некачественно, отказавшись после получения претензии исправлять выявленные недостатки, то вопрос может быть решен только в судебном порядке.

В суде будет взыскана сумма, требующаяся на устранение недостатков, неустойка, за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя, а также штраф, не менее 50%, от спорной суммы ущерба, моральный вред.

Скажу так, что не всегда неустойка, а также штраф, взыскиваются в полном объеме. Довольно часто суд по требованию ответчика, на основании статьи 333 ГК РФ, снижает сумму неустойки и штрафа в 3 и более раз.

Ниже я приложу решения судов, касающиеся некачественного ремонта по ОСАГО. Вы сможете найти их и ознакомиться, в принципе, в них все достаточно понятно. Я хочу сказать, что практика по данным вопросам, положительная в большинстве случаев. Она положительная в тех случаях, когда на этапе построения стратегии решения вопроса, не было допущено ошибок и истец заявил правильные требования в исковом заявлении, а также сам, не нарушил требований законодательства. Вот решения судов, можете ознакомиться:

  • Решение № 2-949/2019 2-949/2019~М-423/2019 М-423/2019 от 16 мая 2019 г. по делу № 2-949/2019;
  • Решение № 2-5153/2018 2-5153/2018~М-5113/2018 М-5113/2018 от 3 июля 2018 г. по делу № 2-5153/2018;
  • Решение № 2-107/2019 2-107/2019(2-2106/2018;)~М-2031/2018 2-2106/2018 М-2031/2018 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-107/2019.

Все перечисленные Выше решения, вынесены в пользу потерпевшего, то есть люди взыскали за некачественный ремонт основную сумму ущерба, неустойку, а также штраф и моральный вред, в том числе судебные расходы.

Есть так же решения, где потерпевшему было отказано в удовлетворении требований о взыскании суммы ущерба, неустойки, штрафа, морального вреда. Вот это решение № 2-2992/2019 2-2992/2019~М-654/2019 М-654/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-2992/2019.

Если Вы не хотите с ним знакомиться, то расскажу в чем суть и причина отказа. Помните я говорил Вам о пункте 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"? Так вот, в нем точно сказано, что после выявления недостатков в произведенном ремонте, потерпевший, должен направить в страховую компанию претензию, где сообщить о недостатках.

Это требование законодательства и нарушать его не нужно, это не в Ваших интересах. Направляем претензию, как требует закон.

Страховая получив претензию, должна дать ответ в течение 5 дней и организовать осмотр транспортного средства клиента. Клиент приглашается на осмотр, в конкретное место и время. На осмотр приезжает представитель страховой компании, представитель СТО, где был произведен ремонт и сам клиент. Проводится осмотр, в ходе которого составляется акт, и в нем указываются все недостатки.

Если на основании пункта 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П, по окончанию осмотра, в акте указано о возможности исправить выявленные недостатки, путем организации повторного восстановительного ремонта, то клиенту сразу выдается направление, на повторный восстановительный ремонт и недостатки устраняются уже на повторном ремонте в СТО. Недостатки в таком случае, должны быть устранены, в течение 30 дней.

Если в акте указано о невозможности устранить недостатки, путем повторного восстановительного ремонта на СТО, то в таком случае, ущерб возмещается путем выплат.

Решение было вынесено не в пользу потерпевшего, по причине того, что он направил претензию, страховая компания дала на нее ответ, и пригласила клиента на осмотр. Но клиент проигнорировал это и сам организовал осмотр и независимую экспертизу, на которую пригласил представителя страховой, хотя такие действия законом не регламентированы. Ему нужно было предоставить автомобиль страховой, ведь она дала ответ на претензию и была не против проведения осмотра, с целью выявления недостатков проведенного ремонта.

Клиенту нужно было после получения ответа от страховой, предоставить по ее требованию автомобиль на повторный осмотр, так как это требования действующего законодательства. Клиент нарушил закон, в следствие чего, суд отказался удовлетворять его требования о выплате ему суммы ущерба, неустойки, штрафа, морального вреда и судебных расходов.

Тем не менее, это не лишает клиента права, вновь обратиться в страховую и назначить повторную дату осмотра. На осмотре уже будет вынесено решение о том, будет ли страховая устранять недостатки, или выплатит все деньгами.

А вот если бы страховая не ответила на претензию клиента изначально, то в таком случае, суд бы встал на сторону клиента, и он бы выиграл данное судебное заседание, получил деньги и не потерял время.

Именно поэтому, мы всегда предупреждаем клиентов о том, что лучше обращаться к практикующим юристам, потому как мы сами все делаем по закону, нам не нужны непонятные ситуации и проблемы. Мы решаем проблемы, а не создаем их.

Выводы:

Как видите, прежде чем начать решать вопрос со страховой компанией, важно вооружиться знаниями. Вы должны понимать, где Вас могут обмануть и когда Вы к этому готовы, то последовательность действий, становится верной, делаем все по порядку, не поддаемся на провокации и в результате, при нарушении Ваших прав, отстоять интересы будет намного проще.

Как видите, любая проблема может быть решена до суда, или в суде. Закон и судебная практика, дала нам ответы на большинство вопросов, и мы видим, что вполне успешно, можно взыскать деньги в судебном порядке, нет ничего страшного в отказе принять автомобиль, и нет никаких проблем в затягивании сроков ремонта или при некачественном ремонте.

Теперь Вы знаете как действовать в большинстве ситуаций, а если столкнулись с нестандартной проблемой, то пишите вопросы в комментариях, или лучше в чате, так ответ будет быстрее.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях, нажмите на одну из иконок:

Об авторе:

Самарин Александр. Практикующий адвокат Центра Правовой Помощи 'Лидер'. Основая специализация это споры по ДТП, ОСАГО, КАСКО. Преимущественно решает вопросы связанные с уголовными делами по статьям 264 УК РФ. Автор множества статей на портале.

Комментарии

Добрый день! Произошло ДТП, виновник- не я, есть ОСАГО. СТраховая выдала направление на ремонт на станцию АВТО 123, я отказалась, съездила в офис, написала заявление о смене станции ремонта на офоициального дилера. Официальный дилер был в списке тех, информация о которых размещена на сайте страховой компании. Автомобилю 6, 5 лет. На сайте стояла пометка, что официальный дилер принимает машины до 7 лет. Страховая отказала в смене. Что можно сделать?

4 июля страховая прислала извещение на ремонт Кто должен доставить авто в сервис страховая или я 

После ДТП получил направление на ремонт на СТО от страховой компании. При обращении на сто с направлением, сто отказывается принимать автомобиль по акту приема передачи. ссылаясь на то что сначала они закажут запчасти, а только потом пригласят для проведения ремонтных работ. законно ли это? и как с этим бороться.

Долже ли автосервис после окончания работ предоставить какие либо документы в которых я как владелец авто должен поставить подпись

 

Здравствуйте.  Вопрос: 1. Если машина на гарантии у диллера производителя , но она 2015 г  - т.е. более 2-х лет. 2. У СК есть договор с  СТО, у которой есть договор с производителем. Она ,к примеру, мне подходит. 3. Данное СТО информирует СК , что потребуется доплата за ремонт Автомобиля, с чем  я НЕ СОГЛАСНА , не согласна доплачивать за ремонт и не хочу ставить БУ запчасти на гарантийный автомобиль.  Как добиться от СК  - 1. Либо ремонт автомобиля именно в этом СТО (или это не возможно для автомобиля 3-х лет , но на гаратии) 2. Либо выплату денежных средств по стоимости деталей  без износа.  Что делать в этой ситуации ?

Здравствуйте. У меня вопрос следующего характера. Произошло ДТП. Я НЕ виновник. Обратилась в страховую. Мне насчитали ремонт на 24 000, и УТС 7000. Авто у меня 2017 года. Официальный дилер насчитал ремонт на 43 000 вместе с работой. В страховой говорят, что договор с диллером не заключен у них, поэтому берите деньги, а разницу платите сами. Либо даем вам направление на ремонт - и ремонтируйтесь на нашем СТО. На мои доводы о гарантийном сроке авто - пожимают плечами. Я не согласна с суммой ущерба, и не согласна ремонтировать авто на СТО от страховой. Что мне делать в данном случае, подскажите пожалуста. Стоит ли обращаться к независимому эксперту? или взять документы у дилера о стоимости будущего ремонта? вообщем, не понимаю, как мне поступить... 

здравствуйте. Поставил машину на ремонт, прошло 60 дней ремонт ещё не сделан. Как мне получить 0.5 % за каждый пророченный день. В какой форме и кому писать притензию

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.