Вы здесь

Попали в яму на дороге! Как возместить ущерб в таком случае?

Аватар пользователя Ларин Александр
Ларин Александр
13.05.2016
ДТП - консультации юристов и правовые статьи

Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что третья часть ДТП, происходит именно из-за неудовлетворительного качества дорожного покрытия. Повреждение автомобиля по причине попадания в яму, ситуация крайне неприятная, и к тому же не привычная для водителей. Мы привыкли, что если ДТП, то обязательно должен быть второй участник.

Но здесь все не так.

Многие теряются, не знают, что делать, винят себя в невнимательности и никуда не обращаются, или пытаются отстоять права на возмещение ущерба, но на начальном этапе оформления ДТП, допускают серьезные ошибки, которые в дальнейшем приводят к отказу в возмещении ущерба.

Я всегда говорю нашим клиентам, не нужно в таком случае брать ответственность на себя. Если Вы не нарушали ПДД, то всегда есть хорошие шансы, отстоять права и возместить ущерб в полном объеме.

Статья рассчитана на людей, повредивших автомобиль на яме, выбоине или иной неровности на дороге и желающих возместить ущерб, а также на тех, кто вообще не знает, как действовать в таком случае.

Не переживайте, мы полноценно разберем данную проблему. Узнаем, как нам действовать, какие должны быть документы и доказательства, что бы суд встал на нашу сторону и ущерб был возмещен.

Как действовать если повредили автомобиль на яме?

Сразу останавливаемся и не сдвигаем автомобиль с места. Это полноценное ДТП и пока Вы не зафиксируете все обстоятельства данного происшествия, не двигайте автомобиль.

Включаем аварийную сигнализацию, выставляем знак аварийной остановки, вызываем инспекторов ГИБДД.

В ситуации, если инспекторы ГИБДД при разговоре по телефону, отказываются выезжать на место ДТП, то ни о какой законности такого заявления, речи идти не может. Обычно они мотивируют отказ маленьким размером ущерба, отсутствием пострадавших, говорят, что нужно все сфотографировать и прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД, либо оформить ДТП по европротоколу. Фактически, отказываются выполнять возложенную на них обязанность.

Нас все это не устраивает, если у нас просто ОСАГО, или даже его нет.

В законодательстве нет положения, позволяющего инспекторам отказаться прибыть на место ДТП по любым обстоятельствам.

Просто скажите, что Вы отказываетесь оформлять документы, без сотрудников ГИБДД. Второго участника ДТП нет, Вы попали в яму и требуется составление акта, о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и привлечения ответственных лиц, к административной, а также материальной ответственности.

Есть Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664, где в пункте 285 четко сказано, что, если один из водителей-участников ДТП, отказываются от самостоятельного оформления документов о ДТП, сотрудник предлагает несколько вариантов как оформить ДТП, или принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников ГИБДД на место ДТП (на место происшествия).

Поэтому, выезжать на место ДТП, они должны, так как это один из вариантов действий в данном случае.

Не исключено, что нужно будет спорить и разговаривать на повышенных тонах, но я не советую покидать место ДТП. Настаиваем на том, чтобы, сотрудники ГИБДД приехали на место, составили схему ДТП, акт о ненадлежащем качестве дорожного покрытия с проведением всех замеров, а также выдали Вам документы (справку) о ДТП.

Если у Вас не будет акта о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и схемы ДТП, то обязательно возникнут серьезные проблемы, с возможность возместить ущерб.

К сожалению момент с обязанностью инспекторов выехать на ДТП, не урегулирован, и нет такой нормы, на которую Вы могли бы сослаться и точно утверждать, что полиция обязана прибыть на место ДТП. С другой стороны, нет такой нормы, на которую могли бы сослаться инспекторы, и могли бы законно отказаться от выезда на место ДТП.

Так что, просто требуем, чтобы они выехали на место ДТП. Можно схитрить и сказать, что машина вероятно не на ходу, потому как перестала заводиться, Вы подозреваете, что после попадания в яму, сильно повреждена подвеска и эксплуатировать ТС без технического осмотра не безопасно, по этим причинам, Вы не можете самостоятельно прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД.

Полиция обязана выезжать на место ДТП, если есть пострадавшие и Вы к примеру, ударились ногой, головой, рукой. После попадания в яму у Вас стал болеть живот и тогда, получается есть пострадавшие и ГИБДД обязаны выехать на место ДТП.

Так же, ГИБДД обязано выехать на место ДТП, если у одного из участников ДТП, есть полис КАСКО. Имейте это в виду.

Кстати, для владельцев полиса КАСКО, все намного проще, нужно лишь получить документы от ГИБДД и обратиться в страховую за возмещением ущерба. Страховая возместить ущерб и далее сама будет разбираться с организацией ответственной за содержание данного участка дороги.

Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?

Если у Вас есть регистратор, и он был включен в момент попадания в яму, то будет значительно проще доказать факт повреждения автомобиля по причине некачественного дорожного покрытия.

Производим фото и видеосъемку.

Сделайте фотографии места ДТП. На фотографиях должно быть видно не только яму, но и расположение Вашего авто, относительно ямы. Делайте фотографии так, чтобы на них был виден участок дороги, Ваш автомобиль с государственным регистрационным знаком, а также сами повреждения дороги. Обязательно должно быть видно находящиеся рядом здания и сооружения, то есть должна быть привязка к местности.

Если повреждения авто видимые, то обязательно зафиксируйте их. Самые распространенные повреждения, это помятые колесные диски, пробитые покрышки, сломанные передние бампера, поврежденные элементы подвески, помятые пороги авто, локеры, брызговики, колесные арки.

Бывают и более серьезные последствия, когда по причине попадания в яму или колею, автомобиль просто вылетал с дороги, терял управление и сталкивался с другими авто.

Обязательно снимите несколько видео записей, где зафиксируйте все в подробностях. Снимите автомобиль, повреждения, неровности дороги, тормозной путь, расположение автомобиля на дороге, близлежащие здания и сооружения.

Свидетели.

Свидетели, это всегда проблема, особенно в таких ситуациях. Но все же, если они были, и согласны в случае необходимости выступить в качестве таковых, то обязательно возьмите у них данные, а также введите в курс дела. Расскажите им, как все произошло, а также покажите последствия.

Замеры ямы.

Нам понадобятся все имеющиеся у нас доказательства. Поэтому, замеряем яму при помощи измерительного инструмента. Подойдет рулетка, в крайнем случае линейка и ровная рейка (что выступит в ее качестве решать Вам), но если есть рулетка, то ее будет достаточно.

Заснимите на видео процесс замера параметров ямы. Измерьте длину, ширину и глубину неровностей. Если это лужа и под водой не видно какой глубины яма, то ничего страшного в том, что на видео будет отчетливо видно, как вы погружаете шкалу рулетки вглубь лужи и показываете, какой примерно глубины яма. Не забудьте положить поперечную рейку, чтобы обозначить верхний край ямы.

Запишите размеры ямы и сравните их допустимыми размерами по ГОСТ. Да, Вы все правильно поняли, мало попасть в яму, ее размеры должны превышать установленные ГОСТом нормы для таких ям.

Какой размер ямы считается нормальным?

У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.

Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).

Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.

Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.

Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.

Кто несет ответственность за дорожное покрытие?

На основании пункта 1, статьи 6, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Собственника дороги не всегда просто установить, так что придется обращаться в администрацию того муниципального образования, на территории которого проходит дорога, с злополучной ямой. Можно обратиться в министерство дорожного хозяйства, или в Росавтодор.

Ответственных найти будет сложно, так что, лучше обращаться во все инстанции, так или иначе, имеющие отношение к вопросу.

Обращаться нужно в письменной форме, таким образом, ответ Вам предоставят так же в письменной форме. Но для начала, можно просто позвонить, возможно Вам смогут предоставить информацию в устной форме, или подскажут, где смогут подробнее ответить на вопрос.

Так же, в случае если инспекторы ГИБДД попались адекватные и с пониманием факта, что в такую ситуацию может попасть каждый, то они обязательно должны привлечь ответственное за содержание данного участка дороги лицо, к ответственности. Ответственное юридическое лицо, привлекается к административной ответственности, по статье 12.34 КоАП РФ. Можно узнать, кто же был привлечен к ответственности, это еще один вариант получить информацию, кто отвечает за содержание данного участка дороги.

Законодательство в сфере ремонта и обслуживания дорог

Не хочу слишком забивать Вам голову законодательством, но все же, основные статьи, касающиеся проблемы, нужно знать.

Согласно пункту 1, статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно абзацу 6, пункта 3, статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", участники дорожного движения имеют право, на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

На основании статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктами 6 и 11 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ч. 3 ст. 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из пункта 13 Основных положений о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 следует, что должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны:

  • Содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения об ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • Принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?

Вам нужно описать ситуацию так, чтобы далее не оказаться в проигрыше.

Не озвучивайте никаких доводов, не в Вашу пользу. Вы соблюдали правила дорожного движения, а также, Вы не могли видеть указанную неровность и у Вас не было технической возможности, избежать наезда на яму.

Что значит соблюдали правила и не имели технической возможности?

Помните, что если Вы нарушали ПДД, что явилось причиной попадания в яму и возникновения ущерба, то возмещение может значительно осложниться. Основываясь на нашей практике, могут сказать, что, если инспекторы ГИБДД в протоколе укажут, что Вы нарушили правила дорожного движения, к примеру, двигались со скоростью превышающую установленную, или поставят Вам нарушение пункта 10.1 ПДД, то в таком случае, суд может отказать именно по причине наличия нарушений ПДД.

У судов логика простая, нарушал, значит сам виноват.

Если бы не нарушал, то все было бы в порядке! Странно да? Может если бы не было ямы, все было бы нормально!

Предлагаю ознакомиться с решением суда № 2-114/2019 2-114/2019(2-1355/2018;)~М-1346/2018 2-1355/2018 М-1346/2018 от 13 сентября 2019 г. по делу № 2-114/2019. Потерпевший въехал в ров выкопанный при дорожных работах. Не смотря на привлечение ответственного лица (дорожной службы) к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, что само по себе доказывает вину обслуживающей организации, суд вынес решение не в пользу пострадавшего. Дело в том, что с его стороны были нарушения ПДД, такие как превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, нарушение пункта 10.1 ПДД. Так же, заключение эксперта показало, что у водителя была реальная техническая возможность предотвратить столкновение, путем остановки, чего и требует пункт 10.1 ПДД, при возникновении подобных ситуаций. Все эти факторы, послужили вынесением решения не в пользу пострадавшего и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Если Вы не допустили нарушений ПДД, то в таком случае, у Вас есть очень хорошие шансы, решить вопрос в Вашу пользу.

Но, не спешите радоваться, инспекторы ГИБДД, не всегда ведут себя как нам бы того хотелось.

По прибытию инспекторов, опишите им ситуацию как можно подробнее, но ничего лишнего говорить не стоит, особенно моменты, в которых они могут признать за Вами нарушение ПДД. Так же требуйте составления протокола, схемы ДТП и акта ненадлежащего качества дорожном покрытии.

Следите внимательно за составлением каждого документа. Схема ДТП должна отражать реальную ситуацию, как все есть на самом деле, а не субъективные представления инспектора ГИБДД.

Помните, что схема ДТП, очень важный документ, доказывающий или опровергающий вину участника ДТП. Данный документ очень важен для суда.

Скажу так, административные материалы, составленные в первую очередь, являются самыми важными документами, на основании которых, суд в дальнейшем и будет принимать решение.

Схема ДТП, должна быть привязана к местности. Следовательно, в первую очередь на ней должно быть обозначено расположение улиц, где произошло ДТП, а также номера домов и их расположение. Так же обозначьте другие объекты, это может быть разделительная полоса, парковка, остановка, сооружения, трамвайные пути, тротуар, зебру пешеходного перехода и прочие детали. Как только готова привязка к местности, можно рисовать расположение автомобиля, оно должно быть максимально точным, а также указано расстояние от обочины, направление движения. Обязательно фиксируется тормозной след, а также обломки от автомобиля, если они есть.

Если на схеме есть символы, требующие объяснения, то их расшифровка указывается внизу схемы.

Настаивайте, что бы схема была максимально подробной. Если Вас что-либо не устраивает в схеме, просто напишите об этом на самой схеме и поставьте подпись. Напишите, со схемой не согласен и укажите Ваши возражения, к примеру схема не отражает реальную картину ДТП.

Никто не запрещает Вас составить свою схему, тем более пока Вы ждете ГИБДД, у Вас есть время.

Как только готова схема, далее нужно проследить, за составлением акта о недостатках дорожного покрытия. В нем должно быть указано, кто составляет данный акт, какие выявлены недостатки дорожного покрытия, размеры ям по длине, ширине и глубине. Должна стоять дата, а также подпись должностного лица, обязательно печать.

Прикладываю пример, как должен быть заполнен акт о выявленных недостатках дорожного покрытия.

Пишем объяснительную.

От Вас потребуют написать объяснительную, как все было. Вам нужно написать, по какой улице или дороге Вы двигались и в какую сторону. Далее напишите, что были пристегнуты, ехали с включенным светом фар, с какой скоростью Вы двигались (подумайте какую скорость нужно указать, вспомните как Вы двигались, и какие знаки, ограничивающие скорость, попались на Вашем пути). Опишите время суток, а также примерное время, в которое произошло ДТП. Укажите дорожное покрытие (асфальт, мокрый асфальт, наледь, снег и пр.). Так же опишите погодные условия (дождь, снег, ясно и пр.).

Далее пишем, как все произошло. Все должно сводиться к тому, что Вы соблюдали правила дорожного движения, а яма или ямы, возникли переда Вами внезапно, к примеру, из-за поворота, из-под впереди идущего грузовика, из было не видно, к примеру, под лужами, или дорога была мокрая, было темно, не было городского освещения, солнце светило в глаза. Если отсутствовали предупреждающие о препятствии знаки, то так и напишите, что предупреждающих о дорожных работах знаков, или знаков, требующих снизить скорость не было. Так же все должно сводиться к тому, что при соблюдении ПДД на данном участке дороги, у Вас не было технической возможности, остановиться и предотвратить наезд на данные препятствия.

Опять повторюсь, не пишите то, что можно будет использовать против Вас, особенно, если есть запись с видеорегистратора.

Если не хотите показывать запись с регистратора, то ее может просто не быть, никто Вас не может заставить насильно предъявлять ее. К тому же регистратор может в этот момент просто был выключен или был сломан. Бывает всякое.

Опять же, не старайтесь никого обмануть, мало того, что Вам придется проводить экспертизу, перед взысканием ущерба, суд в случае сомнений и расхождении в фактах, по требованию ответчика, скорее всего назначит судебную экспертизу, а она точно определит, ехали Вы 40 км./ч. Или Вы ехали по городу более 100 км./ч., с явным превышением.

Вы должны понимать, что обмануть никого не получится. Если дело идет о разнице в 10-20 км./ч. скорости, то возможно это никто не заметит. Но вот повреждения полученные при 50 км./ч., и при 120 км./ч. или даже 80, будут очень сильно различаться, так как будет действовать разной силы кинетическая энергия.

К тому же разница тормозного пути, на сколько далеко Вы уехали от места где произошел наезд на ямы, а также прочие признаки, дадут эксперту понять, как все произошло на самом деле и это будет отражено в экспертизе, которая в суде будет неоспоримым доказательством Вашей невиновность, или напротив виновности.

Не указывайте дополнительные повреждения, которые были до ДТП. Повреждения, не относящиеся к ДТП, так же определит эксперт и они не будут зачтены.

Если Вы не согласны с протоколом, схемой, или актом, то обязательно пишите Ваши возражения, если просто подпишете, то в суде Вам скажут, что Вы сразу не возражали и якобы были согласны со всем, а потом решили передумать. Если не согласны, то пишем возражения на месте, а потом подписываем документы.

Если в протоколе Вам ставят пункт 10.1 ПДД

Внимательно ознакомьтесь с протоколом, это очень важный документ. Если подпишите его не глядя, то в дальнейшем, могут быть проблемы. Инспекторы любят обвинять водителей в том, что они не соблюдали пункт 10.1 ПДД, который требует следующее:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как я говорил, вся Ваша ситуация должна быть построена на том, что Вы выполняли все требования пункта 10.1 ПДД, но возможности своевременно обнаружить повреждения дорожного полотна у Вас не было.

Если ставят пункт 10.1 ПДД, то в протоколе пишем, что Вы не согласны с вменяемым нарушением, так как соблюдали ПДД, а яму просто на просто невозможно было обнаружить своевременно.

Но если поставили, значит поставили. Обжалуйте данный протокол в судебном порядке, у Вас есть на это право в течение 10 дней, с момента его вынесения. Если не удалось обжаловать в судебном порядке, не все так плохо.

Есть решение № 2-635/2017 2-9/2018 2-9/2018 (2-635/2017;) ~ М-599/2017 М-599/2017 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-635/2017. Ситуация заключалась в том, что потерпевшего обвинили в том, что он не соблюдал ПДД и нарушил пункт 10.1. Так собственно оно и было, что подтверждалось заключением автотехнической экспертизы. Но в суде было доказано, что яму, даже при соблюдении пресловутого пункта 10.1 ПДД, невозможно было вовремя увидеть и принять меры, позволившие не наехать на нее. В итоге все закончилось тем, что водителя обвинили в ДТП только на 40%, что позволило взыскать ему с дорожной службы 60% от суммы ущерба. Ознакомьтесь с решением, и Вы сами все увидите и поймете.

Я лишь резюмирую, что даже если Вам вменили пункт 10.1 ПДД, в судебном порядке, после проведения автотехнической экспертизы, данный пункт, может быть легко отменен.

Как взыскать ущерб при повреждении автомобиля на яме?

Для начала, мы должны понять, что возмещение ущерба в таком случае, возможно только в судебном порядке. Да, мы будем направлять ответственной организации претензию с требованием возместить ущерб в добровольном порядке, но в 99% случаев, такие требования остаются без удовлетворения. Добровольно, никто возмещать ущерб не хочет.

Вы должны понимать, что процесс доказывания вины ответственного лица, не так прост. Будет суд, будут назначены судебные экспертизы, а также потребуются иные доказательства, такие как схема ДТП, фото и видео места ДТП, акт о выявленных недостатках.

В суде, практически всегда назначается судебная автотехническая экспертиза. Ее задача определить, была ли у автомобилиста, техническая возможность избежать данного ДТП. Если экспертиза покажет, что такая возможность имелась, то скорее всего суд примет решение не в пользу потерпевшего, и обоснует тем, что повода не доверять выводам эксперта, у них нет.

Если судебная экспертиза покажет, что возможности избежать наезда на яму не было, то суд встанет на сторону пострадавшего.

Первый шаг на пути к возмещению ущерба.

У нас есть документы из ГИБДД, подтверждающие, что было ДТП, по причине наезда на яму. Но рано обращаться с претензией, так как мы не знаем размер суммы ущерба.

Определить сумму ущерба, нам поможет независимый эксперт. Обратитесь в проверенную в Вашем городе независимую экспертизу, что бы эксперт правильно определил какие повреждения получил автомобиль при наезде на яму, а также в какую сумму обойдется восстановление автомобиля.

В суде потребуют не только экспертизу с расчетом суммы ущерба, а также доказательства причинно-следственной связи, между ДТП (попаданием в яму) и полученными повреждениями.

Как только экспертиза будет готова, Вы можете подготовить претензию, к которой прикладываем копии документов из ГИБДД, это схема, акт о недостатках дорожного покрытия, справка о ДТП, копия заключения эксперта.

Претензию составляем в 2-х экземплярах, на ней же перечисляем перечень приложенных документов. Претензию передаем лично в организацию виновника, в руки уполномоченному лицу, и обязательно при передаче требуем, чтобы на Вашем экземпляре претензии поставили печать, подпись и инициалы принимающего лица, а также дату принятия.

Или направляем претензию почтой России, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Важно, чтобы у Вас на руках, после передачи претензии, остался документ, подтверждающий факт передачи претензии.

В претензии советую установить сроки в 10 дней, в течение которых, Вы будете ждать ответа от организации, обслуживающей дорогу. Если ответа не поступило, или Вам просто отказали, что скорее всего и произойдет, то в таком случае, вопрос будет решаться в судебном порядке.

Для вывода виновных действиях (бездействии) ответчика необходимо установить не только факт наличия выбоины, превышающей предельные размеры, но и доказать причинно-следственную связь между попаданием автомобиля в выбоину и наступившими последствиями в виде причинения вреда автомобилю истца.

Советую, проводить экспертизу, максимально честно. Если повредили только покрышку и диск, то в экспертизе указываем только эти повреждения. Если укажете повреждения не относящиеся к данному ДТП, то в суде, можно вообще ничего не выиграть.

Суть вот в чем. Попав в яму и повредив автомобиль, хочется взыскать побольше денег и тем самым заработать. Да, иногда это удается, но далеко не всегда. Так как организация, на которую Вы подаете в суд, обязательно будет в суде оспаривать заявленный Вами объем повреждений.

К чему это приведет?

Вы приходите с экспертизой, в которой выявлен объем повреждений, а также рассчитана сумма, необходима для приведения автомобиля, в до аварийное состояние. Ответчик не соглашается с заявленным объемом работ и в суде, заявляет требование, о проведении независимой судебной экспертизы.

Судебная экспертиза, обязательно установит объем повреждений, который относится к повреждениям, полученным при наезде на яму, а также исключит повреждения, не имеющие отношения к Вашему ДТП на яме.

Да, Вы могли в суде заявить ущерба и на 300000 рублей, но, если ущерб, который реально получен при наезде на яму составит скажем 80000 рублей (что будет подтверждено судебной экспертизой), а это 26.67% от заявленной изначально суммы ущерба, то оплата судебной экспертизы, будет делиться между истцом и ответчиком, пропорционально проценту удовлетворенных исковых требований от суммы, заявленной изначально.

В нашем случае, от заявленной суммы, суд удовлетворит всего 26.67%, а остальные 73.33% от суммы, удовлетворению не подлежат.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

Здесь речь идет о расходах на судебную экспертизу. Если бы судебная экспертиза подтвердила, что изначально заявленные исковые требования соответствуют реальному ущербу в 300000 рублей, и сумма не была бы оспорена, то расходы на судебную экспертизу, понес бы ответчик, то есть дорожная служба в данной ситуации.

Но в нашем случае, мы видим, что сумма оспорена ответчиком и истец получает только 26.67% от заявленной изначально суммы. В такой ситуации истец должен оплатить расходы на судебную экспертизу, за вычетом процента удовлетворенных от изначальной суммы исковых требований. То есть в нашем случае из 100% вычитаем 26.67% и получаем 73.33%. То есть, 73.33% стоимости независимой судебной экспертизы, истец должен оплатить, остальную сумму, оплачивает ответчик.

К примеру стоимость независимой судебной экспертизы составила 30000 рублей, возьмем от нее 73.33%, это сумма 21999 рублей. Именно такие расходы в данном случае понесет истец, на оплату независимой судебной экспертизы. А ответчик понесет оставшиеся расходы в размере 30000 – 21999 = 8001 рублей.

То есть, чем ближе изначально заявленная сумма ущерба к реальности, тем меньше потом придется платить за независимую судебную экспертизу.

Обратите внимание на решение, приложенное ниже, оно очень интересное, изучите его. Его можно найти по названию на сайте sudact.

Решение № 2-4651/2019 2-4651/2019~М-1999/2019 М-1999/2019 от 10 сентября 2019 г. по делу № 2-4651/2019 – характерная ситуация с завышенной изначально суммой ущерба. Истец заявил изначально 192084,4 рублей ущерба. В итоге судебная экспертиза, снизила данную сумму до 16704.4 рублей, что составляет всего 8.7% от изначально заявленной суммы ущерба. Судебная экспертиза стоила 32000 рублей. В итоге истцу по суду удовлетворили сумму в 16704.4 рубля, а также он остался должен за судебную экспертизу 29216 рублей, так как 91.3% от изначально заявленной суммы ущерба, удовлетворены не были.

В итоге, как мы видим, игра абсолютно не стоила свеч. Заявил бы изначально честную сумму, за диск и колесо, получил бы 16000 рублей и все, а так, остался должен еще 13000 рублей.

В принципе, мы с Вами рассмотрели достаточное количество материала. Если есть время, то можете изучить решения судов по возмещению ущерба при попадании в яму на дороге:

  • Решение № 2-3029/2019 2-99/2020 2-99/2020(2-3029/2019;)~М-2233/2019 М-2233/2019 от 16 января 2020 г. по делу № 2-3029/2019 – попал в яму в черте города, возместил ущерб в судебном порядке;
  • Решение № 2-2961/2019 2-2961/2019~М-2375/2019 М-2375/2019 от 4 декабря 2019 г. по делу № 2-2961/2019;
  • Решение № 2-3008/2019 от 18 сентября 2019 г. по делу № 2-1855/2019~М-1018/2019 – попала в яму, залитую водой;
  • Решение № 2-500/2018 2-6/2019 2-6/2019(2-500/2018;)~М-359/2018 М-359/2018 от 8 мая 2019 г. по делу № 2-500/2018 – попал в яму на мосту, взыскали почти 400000 рублей;
  • Решение № 2-338/2018 2-338/2018 (2-4992/2017;) ~ М-4770/2017 2-4992/2017 М-4770/2017 от 13 июня 2018 г. по делу № 2-338/2018 – попал в яму на мотоцикле, взыскали в районе 400000 рублей;

 

  • Решение № 2-635/2017 2-9/2018 2-9/2018 (2-635/2017;) ~ М-599/2017 М-599/2017 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-635/2017 – вина водителя в размере 40%, нарушение 10.1 ПДД. Несмотря на то, что инспекторы ГИБДД, вменили пункт 10.1 ПДД, удалось возместить ущерб, в процентном соотношении за вычетом процента вины. Суд не отказал в данном случае не смотря на нарушение пункта 10.1 ПДД, так как даже при соблюдении данного пункта, водитель все равно был лишен возможности вовремя увидеть яму, что было подтверждено экспертизой.

 

Вы должны понимать, что ситуации с попадаем в яму, бывают абсолютно разные и практика по данным вопросам, так же разная.

Основные тезисы данной статьи в том, что для успеха в данном споре, со стороны пострадавшего, не должно быть нарушений ПДД, а если их вменяют, их нужно обжаловать и доказать, что Вы не нарушали ПДД. Так же экспертиза, проводимая до обращения в суд, должна быть максимально объективной и включать только те повреждения, которые были получены при попадании в яму. Будет что-то лишнее, будет судебная экспертиза, которая все прояснит.

Да, я не спорю, бывают подставные эксперты, которые делают абсолютно не логичные выводы и просто берут доказательства и доводы с потолка и целенаправленно занижают сумму ущерба. Такие есть, здесь к сожалению, бороться невозможно, так устроена система в отдельных судах. Видно, что экспертиза проведена абсолютно необъективно, но суд соглашается с ней, так как у него нет повода, не доверять эксперту и на этом все.

Мой Вам совет, боритесь, отсуживайте деньги, не опускайте руки, так как правда в большинстве случаев на нашей стороне.

Обращайтесь к нам за консультацией, задавайте вопросы, мы обязательно ответим на них и делитесь материалом в социальных сетях. Надеюсь, статья была для Вас полезной и понравилась Вам. Будем стараться и дальше.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях, нажмите на одну из иконок:

Об авторе:

Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Тудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.