Как оспорить договор дарения квартиры (недвижимости)?

Многие задают вопрос, а возможно ли оспорить договор дарения квартиры, ведь это юридически значимый документ на основании которого право собственности на квартиру переходит от дарителя к одаряемому и казалось бы, что здесь можно сделать, ведь дарение всегда происходит добровольно, но мы рассмотрим все же договор дарения поподробнее, ведь как мы знаем в любом договоре можно найти ошибки и недочеты, которые могут свести на нет весь договор.

Можно ли признать договор дарения квартиры недействительным?

Любую гражданско-правовую сделку в том числе и дарение всегда можно оспорить, оспорить сделку могут лица, чьи права и интересы данная сделка (дарение квартиры в нашем случае) нарушила. В нашем случае цель оспаривания дарения, это признание дарения несостоявшимся и в результате должен произойти законный возврат имущества дарителю.

Все мы знаем, что для того, что бы право собственности на недвижимое имущество перешло, требуется регистрация сделки в Росреестре и не важно какое недвижимое имущество переходит по договору дарения:

• Дом;
  • Квартира;
  • Земля;
  • Доля в доме или квартире.

Можно оспорить договора дарения любого недвижимого имущества. Но в договоре дарения недвижимого имущества есть свои особенности и если даритель и одаряемые не переоформили недвижимое имущество на одаряемого на основании договора дарения (не перерегистрировали), то в такой ситуации юридически дарение не произошло и в таких ситуациях даже оспаривать ничего не придется. Но если договор дарения зарегистрирован в Росреестре и переход права собственности на основании договора дарения произошел, то в такой ситуации все будет намного сложнее и здесь для возврата недвижимости обратно дарителю, придется все же оспорить договор дарения в судебном порядке.

Как расторгнуть договор дарения нежилого помещения?

Гражданское право позволяет защитить права дарителя в случае их нарушения и мы рассмотрим законные основания предусмотренные Гражданским Кодексом РФ позволяющие признать договор дарения недействительным.

При наличии нижеперечисленных ситуации договор дарения может быть признан недействительным:

• В случае если при заключении договора дарения, даритель не понимал суть сделки и заключения договора дарения;
  • В случае если даритель находился в браке и для совершения сделки не получил согласие второго супруга на дарение совместно нажитого имущества, ведь такое разрешение оформляется у нотариуса. Но данное условие не распространяется не имущество нажитое до брака и полученное во время брака по безвозмездным сделкам, таким как наследование, дарение;
  • Если заключение (подписание) договора дарение происходило под воздействием угроз или прочим давлением, что противоречило воле дарителя, фактически дарение произошло против воли. Статья 179 Гражданского Кодекса РФ;
  • В случае если в договоре есть условие, что в случае если одаряемый погибает раньше дарителя, то договор дарения расторгается (отменяется), на основании пункта 4 статьи 578 Гражданского Кодекса РФ;
  • В случае если одаряемый обращается с подаренной ему квартирой таким образом, что это представляет угрозу состоянию квартиры и допускает ее разрушение, то есть обращается с квартирой ненадлежащим образом. Например если устроил в квартире свалку мусора, в целенаправленно ломает стены и инженерные коммуникации, заливает квартиру водой, устраивает пожары. Пункт 2 статьи 578 ГК РФ;
  • В случае если договор дарения заключался с целью прикрыть какую либо другую сделку, к примеру продал квартиру за деньги, но оформили как договор дарения. Основание к признанию недействительным такого договора статья 170 ГК РФ;
  • В случае если одаряемый причинил телесные повреждения дарителю, совершил на него покушение или точно такие же действия были совершены в отношении членов семьи дарителя. Основание к отмене дарения по данному факту пункт 1 статьи 578 ГК РФ;
  • В случае если сделка дарения была заключена с явными нарушениями законодательства РФ, ведь на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ, сделка нарушающая требования закона или иного правового акта признается ничтожной. Здесь отмена дарения произойдет в случае если нарушена форма заключение и подписания договора;
  • В случае если в момент заключение договора дарения даритель был недееспособным, это значит, что у дарителя было зафиксировано психическое расстройство, так же он мог находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Основания статьи 171 и 177 ГК РФ.

Расторжение договора оказания услуг в одностороннем порядке

Кто не имеет право принимать квартиру в дар и дарить?

Принимать квартиру в дар не имеют право следующие категории лиц:

• Дарить квартиру не имеет право дарить опекун или законный представитель, который действует от имени своего малолетнего или недееспособного подопечного. Основание часть 1 статьи 575 ГК РФ;
  • Принимать в дар квартиру не имеют право работники органов опеки и попечительства, в случае когда дарителем является лицо находящееся на воспитании или лечении в таком учреждении. Основание часть 2 статьи 575 ГК РФ;
  • Так же принимать в дар квартиру не имеют права служащие государственных или муниципальных структур, когда квартира передается в виде вознаграждения за какие либо услуги или выполненную работу. Основание часть 3 статьи 575 ГК РФ.

Так же по тем же вышеперечисленным основаниям возможна отмена дарственной даже после смерти дарителя, ведь как мы с вами рассмотрели выше бывают различные ситуации при которых такие договоры могут быть заключены, к примеру под влиянием заблуждения, угроз, или другого влияния, когда например даритель поставлен в зависимое положение, договор может быть заключен под влиянием обмана или хитрости. Здесь все будет зависеть от наличия твердых доказательств.

Что нужно для суда?

Что бы оспорить дарственную в суде, у вас на руках должны быть сильные письменные доказательства и такие доказательства могут быть следующими:

• Медицинские документы подтверждающие состояние здоровья дарителя;
  • Расписки в получении денежных средств от одаряемого;
  • Согласие третьего лица на покупку доли в квартире;
  • Документы из ОВД;
  • Исполнительные листы.

Далее необходимо подготовить исковое заявление, в котором нужно изложить факты на основании которых сделка признается недействительной (мнимой), притворной или нарушающей закон. Обязательно оплачиваем государственную пошлину и подаем заявление и все необходимые документы в суд.

Так же на основании статьи 181 ГК РФ, отмена дарственной возможна в течении трехлетнего срока с момента заключения сделки и так же не позже 1 года с момента подачи искового заявления на отмену дарения. Так же сроки давности по отмене дарения в отдельных случаях доходят до 5 лет.

Каждая ситуация уникальна и требует рассмотрения специалистом, поэтому для вас на сайте работает наш юрист, который проконсультирует вас по любому вопросу, поможет с решением именно вашей проблемы и обязательно найдет наилучшее решение.