Вы здесь

Сбили человека на смерть, что грозит водителю?

Сегодня хочу разобрать с вами ситуацию со сбитым на смерть пешеходом. Многих интересует какая ответственность предусмотрена для водителя? Скажу сразу, если виновным признают водителя, то за ДТП со смертельным исходом наступает уголовная ответственность. Мера ответственности зависит от того сколько погибло человек, был ли водитель трезв или находился в состоянии опьянения, нарушал ли правила дорожного движения. Все эти факторы будут учитываться при рассмотрении вашего дела судьей. Так же при назначении наказания будут учитываться обстоятельства смягчающие наказание, статья 61 УК РФ и не только, так же во внимание принимается факт того, было ли совершено преступление первый раз или это не первый эпизод. Сегодня я расскажу вам и разберу с вами примеры, что бы вы понимали из чего исходит суд при рассмотрении подобных дел.  

Автомобиль реанимации и знак пешеходного перехода

Если сбили человека на смерть в трезвом виде

Данное деяние характеризуется по части 3 статьи 264 УК РФ. То есть, нарушение лицом управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее за собой смерть, наказывается принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенными должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенными должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Такую ответственность предусматривает часть 3 статьи 264 УК РФ. Нужно сказать, наказание серьезное, но на практике конечно редко дают 4 года лишения свободы и даже лишают свободы, такова судебная практика по данным делам.

Что будет если сбили пешехода не на смерть и скрылись с места ДТП?

Ответственность за сбитого не на смерть пешехода?

К примеру, если человек характеризуется положительно, не состоит на учете в наркологии, полиции, у него не было ранее судимостей, подсудимый не привлекался ранее к административной ответственности, просят характеристики с прежних мест работы, так же не маловажную роль играет то, как характеризуется подсудимый по месту жительства. От всех этих данных будет зависеть приговор.

Так же положительно влияют на приговор ситуации, когда обвиняемый добровольно возмещает потерпевшей стороне причиненный ущерб, оказывает другую помощь (не только материальную), компенсирует моральный вред и расходы на похороны и т.д.

Так же суд обращает внимание на смягчающие обстоятельства, которые прописаны в статье 61 УК РФ. Это немаловажный фактор и судьи при вынесении приговора принимают смягчающие обстоятельства во внимание. Вину конечно если она очевидна лучше признать, это так же будет плюсом, но конечно  если вы действительно считаете, что ДТП произошло не по вашей вине и ваш защитник говорит вам то же самое и заключение эксперта так же в вашу пользу, то конечно же вину лучше не признавать, а защищаться. Хотя у нас и действует презумпция виновности водителя, пешеходы так же нарушают ПДД и их нарушения так же будут влиять на исход дела.

Но если в деле имеются отягчающие обстоятельства, то это напротив приведет к более суровому наказанию, все отягчающие обстоятельства прописаны в статье 63 УК РФ.

Если подсудимый характеризуется положительно как по месту жительства, так и по месту работы, не имеет судимостей, не состоит на учете в органах и не привлекался к административной ответственности, нет обстоятельств отягчающих вину, то вполне реально отделаться 1-3 годами условного заключения с испытательным сроком.

Но вот если суд не усмотрит обстоятельств по которым к делу можно применить статью 73 УК РФ «Условное осуждение» и не придет к выводу, что без реального наказания в виде лишения свободы не будет достигнута цель наказания в виде восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений, то суд может назначить наказание в виде лишения свободы на срок до 2-3 лет в колонии поселении.

Такое наказание встречается конечно намного реже чем условные сроки, но если водитель допустил грубую неосторожность, к тому же он уже не раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, характеризуется как воитель не с лучшей стороны, имеет судимости, то даже с учетом смягчающих обстоятельств, суд скорее всего приговорит к реальному сроку в колонии поселении. Каждый фактор по отдельности может сыграть не в вашу пользу.

Но для того, чтобы отправится в колонию поселение, так же необходимо допустить грубые нарушения ПДД, к примеру двигаться с превышением скорости, с отсутствующим светом фар в темное время суток или даже с одной горящей фарой, часто к отбыванию срока в колонии поселении приговариваются люди управляющие автомобилем без водительского удостоверения либо вообще лишенным права на управление ТС и допуская прочие грубые нарушения правил дорожного движения.

Даже если пешеход переходил дорогу вне пешеходного перехода или вообще лежал на дороге, все равно водитель понесет наказание если с его стороны есть нарушения ПДД и другие вышеперечисленные причины.  Бывают ситуации когда водители сбивают сразу 2 пешеходов, но один выживает, а второй нет и в такой ситуации наказание будет зависеть от того, какая тяжесть вреда здоровью причинена выжившему пешеходу. Но в такой ситуации колонии поселения точно не избежать, если конечно пешеходы сами не виноваты в случившемся, ведь ситуации бывают разные.

Вообще все кто совершил преступления по неосторожности повлекшие смерть потерпевшего, отправляются в колонию поселение, или получают условные сроки в большинстве случаев, если с их стороны нет грубых нарушений закона и отягчающих обстоятельств.

Поэтому как мы видим в ситуации когда сбивают человека на смерть в трезвом виде, грозит или условное заключение 1-3 года, или 1-4 года колонии поселения.

Сбили на смерть 2 и более человек на смерть в трезвом виде

Данное деяние квалифицируется по части 5 статьи 264 УК РФ, ответственность за данное деяние следующая. Нарушения водителем автомобиля ПДД, повлекшее по неосторожности смерть 2 и более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Соответственно за смерть двух и более лиц наказание будет суровее, даже учитывая то, что водитель в это время был трезв.

Реальное наказание которое можно получить за данное деяние колеблется от 2 до 4 лет лишения свободы. В основном срок отбывают в колонии поселения, но иногда срок отбывают в колонии общего режима. Исправительные работы назначаются крайне  редко. Так же плюсом к наказанию водителя лишают права на управление автомобилем и в большинстве случаев запрещают человеку заниматься деятельностью связанной с управлением транспортными средствами.

При назначении наказания играют роль судимости водителя, были они или нет, привлекался ли он к административной ответственности, если да то за какие нарушения, играют роль характеристики и все другие важные моменты которые мы перечисляли в части 1 статьи.

Так же наказание назначается в зависимости от того, какие нарушения правил дорожного движения допустил водитель и если они есть, то наказания точно не избежать.

В ситуации когда водитель нарушил ПДД и сбил 2 и более лиц на смерть, срок в любом случае назначается, его длительность будет зависеть от того, были ли нарушения со стороны потерпевшего, ведь если имели место нарушения со стороны пешеходов, суд будет при вынесении решения учитывать противоправность действий потерпевших. Если потерпевшие сами проявили неосторожность и грубо нарушили ПДД, то это не освобождает водителя от ответственности в случае когда он сам нарушил правила, но то, что потерпевшие нарушили, судья учитывает при вынесении решения нарушения потерпевших и если они были, то судья это учтет и приговор будет мягче.

Так же судья исходит из того, что у водителя была возможность избежать происшествия если бы он не нарушил ПДД и не проявил преступную неосторожность и это на самом деле так, ведь большинство подобных ситуаций случается по причине нарушения водителем правил дорожного движения.

Так же во внимание принимаются итоги трасологичской экспертизы, которая показывает, была ли у водителя возможность избежать столкновения с пешеходом. И в большинстве случаев такая возможность у водителя есть, так как в основном при наезде на пешеходов нарушается пункт 10.1 ПДД (помимо 14.1 - 14.7), который гласит, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, для выполнения требований правил. То есть водитель должен ехать с такой скоростью, которая обеспечивает полный контроль над автомобилем и если на пути возникает какая либо опасность, скорость должна позволять незамедлительно избежать столкновения.

Если вы едете и на дороге гололед и разрешенная скорость 60 км/ч, это не значит, что ехать нужно именно 60, нужно согласно пункту 10.1 ПДД учитывать дорожные и метеорологические условия и на этом основании выбирать скорость движения, для того, что бы у вас в любое время была возможность остановиться и не сбить пешехода. Бывает что в гололед невозможно применить экстренное торможение даже при скорости 30 км/ч, машину несет юзом и она становится неуправляемой в итоге страдает пешеход, ведь да же на такой скорости можно причинить пешеходу смертельные травмы, к примеру если пешеход сильно ударится головой об асфальт, этого бывает достаточно и виноват в итоге будет водитель, не учел дорожные и метеорологические условия и двигался со скоростью не обеспечивающей постоянный контроль над автомобилем. Нюансов при рассмотрении дел со сбитыми пешеходами много и каждое допущенное водителем нарушение играет не в его пользу. Надеюсь, что суть вы уловили.

Но в любом случае виновнику на руку будет добровольное до суда возмещение потерпевшим морального вреда (родственникам погибшего), возмещение затрат на похороны, другая финансовая помощь и поддержка родственникам. Это будет только плюсом для виновника.

В крайне редких случаях виновнику за ДТП по части 264.5 дают условный срок. Но есть реальный случай с 2 автомобилями, когда один авто поворачивал на лево, а второй его обгонял в нарушение ПДД и автомобиль который обгонял получил удал от поворачивающего налево авто в правый бок, от чего обгоняющий авто изменил направление движения  и наехал на стоящих на обочине пешеходов, от чего они оба скончались. Так вот водителю который обгонял в нарушение ПДД и сбил на смерть 2 пешехода дали 1 год и 6 месяцев условно. Но это скорее исключение, чем правило.

Обычно по статье 264.5 дают от 2 до 4 лет колонии поселения, или более редко исправительной колонии общего режима. Такая практика сложилась в судах и вы сами можете убедиться в достоверности и правдивости данных, просмотрев судебную практику по данным делам.

Так же за смерть 3 лиц дадут не более 4 лет колони поселения или исправительной общего режима.

Возможно ли избежать ответственности по части 3 и 5 статьи 264 УК РФ?

Избежать ответственности можно, но только если примириться с потерпевшей стороной. На основании статьи 76 УК РФ, следует, что лицо впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Если виновник до суда примирился с потерпевшей стороной и потерпевшая сторона в ходе судебного разбирательства заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон и если государственный обвинитель поддерживает данное ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, то у подсудимого есть все шансы на благополучный исход дела.

Так же сам виновник должен обратиться к суду с заявлением о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон и пояснить суду, что он согласен с прекращением уголовного дела по данному основанию, поскольку примирился с потерпевшей стороной и загладил причиненный им вред. Так же сторона защиты должна выразить свое согласие.

Но решение в итоге принимает суд, сказать однозначно, что судья примет положительное решение нельзя, судьи разные и разные ситуации. Иногда судьи принимают очень противоречивые решения. Но ели у вас не было ранее судимостей, то ваши шансы выйти сухим возрастают.

Как видите, даже в таком случае примириться с потерпевшей стороной можно и на этом основании возможно избежать уголовной ответственности, но при условии, что у вас не было ранее судимостей. Так же очень много зависит от потерпевшей стороны, так как именно от нее будет зависеть исход дела, захочет ли она идти на мировую или все же захочет упечь виновника за решетку. Здесь шансы 50/50.

Обратите внимание на то, что если пострадавших сторон несколько, к примеру преступление совершено по части 5 статьи 264 УК РФ и погибло 2 и более человека, то подсудимому помимо того, что у него не должно быть судимостей необходимо примириться со всеми потерпевшими сторонами и чем их больше, тем сложнее будет примириться, так как последствия смерти близких для каждой потерпевшей стороны абсолютно разные и ваше примирение будет зависеть от пострадавших сторона, если хотя бы одна сторона не согласится с вами примириться, то это повод для отказа от освобождения от уголовной ответственности, согласно пункту 13 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19.

Так что вопрос остается спорным и намного проще примириться со стороной по части 3 статьи 264 УК РФ, так как сбит 1 человек и с одной стороной проще примириться чем с несколькими, так что как видим по данной части статьи будет проще примириться, чем по части 5.

Сбили человека на смерть в состоянии опьянения

Данное нарушение квалифицируется по части 4 статьи 264 УК РФ. Данная статья предусматривает следующее наказание, за причинение лицом управляющим транспортным средством, находящимся в состоянии опьянения смерти по неосторожности, грозит лишение свободы на срок от 2 до 7 лет, с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 3 лет.

В таком случае как и в предыдущих учитываются смягчающие обстоятельства (статья 61 УК РФ) и отягчающие (статья 63 УК РФ) и от них будет зависеть наказание. Так же наказание зависит от того какие нарушения ПДД были допущены водителем, насколько они были грубые. К примеру, если вы сбили пешехода на скорости 50-60 км/ч то наказание будет мягче, чем если вы сбили пешехода на скорости 130 км/ч. Так же все будет зависеть от того где было совершено ДТП, к примеру на автостраде разрешенная скорость 110 км/ч, а в городе 60, на чаще все же такие происшествия происходят в городе. Вывод можно сделать один, чем грубее и больше нарушений было со стороны водителя, тем суровее будет наказание.

Так же не очень хорошими будут последствия для водителя если он устроив подобное ДТП не имел права на управления ТС, или  вообще был лишен права на управления автомобилем.

Немаловажным фактором будет скрылись ли вы с места ДТП или нет, конечно же если вы скрылись и вас позже обнаружили, то наказание будет суровее.

Так же при вынесении решения суд учитывает виновные действия самого потерпевшего, если они конечно имели место, ведь бывает, что пешеходы сами нарушают ПДД и проявляют неосторожность, но даже если пешеход проявил неосторожность, то это не значит, что водитель сбивший его на смерть (не важно был он трезвый или нет) будет освобожден от ответственности. Так складывается судебная практика. Но все же, оправдать водителя могут только в случае, если будет доказано, что пешеход умышлено бросился под колеса и то в таком случае у водителя не должно быть нарушений ПДД, особенно пункта 10.1 ПДД, который в большинстве случаев всем водителям сбившим пешехода и приписывают. Ведь согласно данному пункту, водитель должен выбирать скорость движения таким образом, что бы она обеспечивала полный контроль над транспортным средством, при этом водитель должен учитывать дорожные и погодные условия, а так же время суток. То есть если вы сбили пешехода в гололед на скорости 40 км/ч, то это не значит, что нарушений не было, это значит, что водитель не учел дорожных и погодных условий и выбрал неверную скорость движения. Конечно вы можете сказать, что это не справедливо, но судебная практика говорит об обратном и дела со сбитыми пешеходами, особенно в состоянии опьянения, крайне редко заканчиваются хорошо. Но все же есть случаи когда уголовное дело могут прекратить, о том как это можно сделать, читайте далее.

Судебная практика показывает, что обычно за такие преступления дают от 3 до 5 лет лишения свободы. Наказание по данной статье в основном отбывают в колонии поселении, намного реже в колонии общего режима.

Здесь ничего не поделать, ведь нарушение пункта 2.7 ПДД на лицо, так как водителю для начала, запрещается управлять автомобилем в состоянии опьянения. Так же может быть превышена скорость, не горели фары, авто был неисправен, была тонировка, все эти нарушения играют против водителя.  

То есть водитель вообще не должен ничего нарушать, в идеале, однако мы ежедневно нарушаем ПДД и не понимаем какая серьезная ответственность может наступить.

И так мы разобрались с наказанием за сбитого на смерть пешехода, при котором водитель находился в состоянии опьянения.

Теперь нам осталось рассмотреть ситуацию, когда водитель сбивает на смерть 2 и более пешеходов и при этом находится в состоянии опьянения.

Сбили на смерть 2 и более человек в состоянии опьянения

Смерть причиненная 2 и более лицам по неосторожности лицом находившемся в состоянии опьянения за управлением транспортного средства, наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет, с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Мера наказания в таком случае так же будет зависеть от того какие нарушения были со стороны водителя. Но как показывает практика, минимальный срок который дают за данное нарушение не менее 4 лет. Есть исключения когда срок был 3 года 6 месяцев. Но в такой ситуации нарушения со стороны пьяного водителя помимо пункта 2.7 ПДД, должны быть минимальны, он не должен был скрыться с места ДТП и всячески заглаживать свою вину перед потерпевшими и минимально нарушить ПДД, то есть кроме того что он был пьяный других нарушений быть практически не должно и при удачном стечении обстоятельств, возможно дадут 4 года или чуть меньше.

К примеру водитель может скрыться с места происшествия и это будет серьезным нарушением и срок по этой причине только добавят, так же наказание будет суровее если были допущены и другие грубые нарушения ПДД.

К примеру в практике есть случай, когда человек в состоянии крайне сильного алкогольного опьянения, сбил 2 пешехода, после чего уехал с места ДТП, не по далеко врезался в столб и ушел домой спать. Так же они был лишен права на управление ТС, в итоге его приговорили к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы.

Другой случай, человек сбил 3 пешехода на смерть, в итоге он скрылся с места ДТП, но не на машине, а пешком, что видели очевидцы. В итоге его приговорили сначала к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы, но так как он отбывал условное наказание его в итоге приговорили к 8 годам лишения свободы. Почему сразу дали так мало, объясняется тем, что не до конца было понятно, был ли он в состоянии опьянения, но как указывали очевидцы, по поведению и шаткой походке было похоже, что он находился в состоянии опьянения.

Как уже говорилось, в среднем за такие преступления дают минимум 4 года.

При вынесении наказания так же будут учитываться все факты и нарушения, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства  которые мы описывали в предыдущей части статьи да и вообще во всей статье, перечислять их снова смысла нет.

Возможно ли избежать ответственности по частям 4 и 6 статьи 264 УК РФ?

Здесь в принципе все точно так же как и по частям 3 и 5 статьи 264 УК РФ. Примиритесь вы или нет с потерпевшими сторонами.

Как и всегда, освобождение от уголовной ответственности может наступить, если виновник ни разу до этого не имел судимостей и деяние квалифицирующееся по Уголовному Кодексу он совершил впервые, а так же он примирился с потерпевшей стороной или сторонами.

Примириться будет проще если вы сбили 1 человека в состоянии опьянения по части 4 статьи 264 УК РФ. Так как пострадавшая сторона всего одна и у вас больше шансов и возможностей загладить вину.

А вот по части 6 статьи 264 УК РФ у вас шансов меньше, так как потерпевших сторон может быть минимум 2 и более и необходимо по закону примириться с каждой стороной и если вы хотя бы с одной стороной не примиритесь, то вам откажут в освобождении вас от уголовной ответственности, согласно пункту 13 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19.

Как видим здесь примириться можно, но сразу скажу, это крайне не просто и потребует огромных материальных затрат, так как примирение возможно только при полном заглаживании вины перед потерпевшей стороной, а потерпевшей стороной как правило выступают родственники погибших (мама, папа, сестра, брат, бабушка и дедушки, тети и дяди).

Все будет зависеть от вас и ваших возможностей, но в большей мере от самих потерпевших, так как именно они решают, загладили ли вы вину или нет!

Выводы из статьи!

Как видите с нарушениями правил дорожного движения шутки плохи. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать, последствия самые плачевные, как для потерпевших, так и для вас.

Никогда не садитесь за руль в нетрезвом виде, не нарушайте ПДД, это самый простой рецепт избежать таких плачевных последствий. Не нужно проявлять за рулем преступную неосторожность, не смотря на то, что вы считаете себе пилотом формулы 1 и на 100% уверены в том, что с вами никогда ничего подобного не произойдет. Уверенные в себе люди теряют осторожность, что на дороге не допустимо.

На этом у меня все.

Желаю вам удачи на дорогах и никогда не надейтесь на русский авось! Авось пронесет, а может и не пронести!

Оставить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.