Вы здесь

Какая ответственность за сбитого пешехода?

В ситуации когда вы сбиваете пешехода, важно понимать, произошло ли ДТП по вашей вине, или все же по вине пешехода. Произошло ли данное происшествие на пешеходном переходе, или вне его (то есть пешеход переходил дорогу в неположенном месте, или все же в положенном, соблюдая ПДД). Так же бывают ситуации, когда пешеходы переходят дорогу по регулируемым переходам на запрещающий сигнал светофора. Так же если виноват водитель, то в зависимости от  степени вреда причиненного здоровью, будет зависеть ваша ответственность, она моет быть как административной, так и уголовной. И так, давайте рассмотрим эту ситуацию с разных сторон. 

Знаки пешеходного перехода

Как действовать если вы сбили пешехода?

Согласно пункту 2.6 ПДД если в результате случившегося ДТП, люди получили травмы, либо если есть погибшие, водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию обязан:

  • Первым делом оказать пострадавшим первую медицинскую помощь, а также вызвать скорую медицинскую помощь и полицию на место происшествия;
  • Если вы видите, что ситуация экстренная и пострадавшему требуется срочная медицинская помощь, то вы имеете право отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение на попутном транспорте. Если попутного транспорта нет, то доставить пострадавшего в больницу можно на своем транспортном средстве, при этом по прибытии в медицинское учреждение, водитель должен сообщить свое ФИО и регистрационный знак транспортного средства. Так же обязательно предъявить водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, либо иной документ удостоверяющий личность. После необходимо обязательно вернуться к месту происшествия. Если не вернуться на место ДТП, то ваши действия будут квалифицированны как оставление места ДТП и ответственность наступает еще и по части 2 статьи 12.27 КОАП РФ, ответственность за данное нарушение это лишение водительского удостоверения на срок от 1 года до 1.5 лет или административный арест на срок до 15 суток и это плюсом к ответственность за сбитого пешехода если ДТП произошло по вашей вине;
  • Если пешеход не получил серьезных травм и ваше ТС значительно затрудняет проезд другим автомобилям, то вам необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение вашего транспортного средства и других предметов относящихся к ДТП, обязательно заснимите окружающую местность вместе с ДТП, что бы было видно как все располагается на месте ДТП. Примите все возможные меры к сохранению следов ДТП до приезда сотрудников полиции;
  • Так же обязательно запишите номера телефонов, имена и фамилии очевидцев происшествия.

Помните, что в некоторых случаях перемещение пострадавшего может привести к более серьезным последствиям, все зависит от полученных травм.

Что будет если вы сбили пешехода и скрылись с места ДТП?

Как оформляется данное происшествие?

Как только на место происшествия прибудут сотрудники ГИБДД, вам необходимо им рассказать о том, как все произошло. Если у вас или у свидетелей ДТП есть видеозапись происшествия, то обязательно сообщите об этом инспектору ГИБДД.

Далее инспектор ГИБДД должен составить протокол и схему ДТП, эти документы должны быть составлены на месте. Обязательно следите, за правильностью составления схемы ДТП и если вы с чем то не согласны, то требуйте вносить изменения, внимательно следите, за тем как изображается дорога, сколько указано на ней полос, направление движения вашего транспортного средства, расположение осколков, изображение тормозного пути и прочие элементы дорожной структуры и следы ДТП. Также внимательно читайте протокол, если в документах или схеме есть детали с которыми вы не согласны, то требуйте исправлений или пишите в протоколе, с чем конкретно вы не согласны, от подписания документов если вы с ними не согласны не отказывайтесь, это вам ничего не даст, просто в приложении напишите, с чем вы не согласны и подпишите документы.

Вы сбили пешехода и он в любом случае получил травмы, хоть и на первый взгляд кажущиеся незначительными. В такой ситуации, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводится административное расследование, обычно такое расследование занимает до 1 месяца, но данный срок может быть увеличен согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 28.7 КОАП РФ и увеличен срок рассмотрения может быть до 6 месяцев, по решению руководителя вышестоящего органа.

Расследование проводится для того, чтобы определить степень вреда причиненному здоровью потерпевшего, сбитого пешехода. Для того, чтобы определить степень вреда, проводится экспертиза, это называется Судебно-медицинская экспертиза, именно по заключению такой экспертизы можно установить, был ли причинен легкий вред здоровью, средней тяжести, либо тяжкий вред здоровью.

Ответственность за сбитого пешехода! Административная или уголовная?

Наступит ли административная или уголовная ответственность все зависит от того, какой вред здоровью был причинен потерпевшему.

К примеру, если причинен легкий вред здоровью или средней тяжести, то вы будете отвечать по статье 12.24 КОАП РФ, то есть вы отделаетесь административной ответственностью, она предполагает за данное нарушение:

  1. Если причинен легкий вред здоровью, штраф от 2500 до 5000 рублей, либо лишение права на управление авто на срок от 1 до 1.5 лет;
  2. Если причин вред здоровью средней тяжести, то накладывается штраф в размере от 10000 до 25000 рублей, или лишение права на управление транспортным средством на срок от 1.5 до 2 лет.

А вот если в результате ДТП пешеходу причинен тяжкий вред здоровью, подразумевающий потерю какого либо органа, потерю зрения, речи, слуха, неизгладимое обезображивание лица, полную потерю трудоспособности, либо травмы привели к смерти, то это уже состав уголовно наказуемого деяния и водитель будет отвечать по статье 264 УК РФ. Ответственность предполагает арест, принудительные работы, лишение свободы. Все будет зависеть от тяжести вашего деяния и от многих других факторов.

Так же знайте, что придется возмещать вред причиненный здоровью потерпевшего, это помимо ответственности.

С ответственностью мы более менее разобрались, а теперь перейдем к самому интересному!

Если вы сбили пешехода на пешеходном переходе?

Согласно пункту 14.1 ПДД водитель обязан приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу уступить дорогу пешеходу идущему или вступившему на проезжую часть. То есть получается, что водитель просто обязан уступить дорогу пешеходу, не важно смотрит он на дорогу или нет, бежит по ней и вообще переходит как хочет.

Ситуация прямо сказать против водителя, в такой ситуации доказать свою невиновность можно только в случае если пешеход сам бросился под машину, то есть умышленно причинил себе вред.

Об этом нам говорит статья 1079 ГК РФ, согласно данной статьи, граждане или юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью (а это относится к управлению автомобилем), обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, то есть если они своим автомобилем причинили вред здоровью или имуществу потерпевшего, не важно виноват потерпевший или нет, вред возмещается в любом случае. Но так же данные лица могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, или непреодолимой силы. То есть здесь, что бы снять с себя ответственность необходимо доказать, что в случившемся был умысел потерпевшего, он целенаправленно бросился под колеса, хотел совершить самоубийство и другие ситуации где может быть умысел. 

Так же на основании пункта 1 статьи 1083 ГК РФ, вред причиненный вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. То есть получается, что если человек сам кинулся вам под колеса и это было доказано (к примеру с целью совершить суицид), то водитель будет освобожден от ответственности.

Но так же есть такое понятие, как грубая неосторожность пешехода. Но даже если пешеход проявил грубую неосторожность, это не освобождает водителя от ответственности, данный факт подтверждается судебной практикой и согласно части 2 статьи 1083 ГК РФ, лишь уменьшает ответственность водителя и при причинении вреда жизни или здоровью отказ в возмещении вреда не допускается. К примеру, вы сбили пешехода которые по невнимательности выбежал на переход и не убедился в безопасности, это считается грубой неосторожностью пешехода, при этом причинен вред здоровью и даже в такой ситуации все равно согласно части 2 пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, вред причиненный здоровью подлежит возмещению в 100% случаев, но суд учтя грубую неосторожность пешехода, все же может снизить размер вреда подлежащий возмещению, но полностью в такой ситуации освободить от возмещения не может. А если к примеру при грубой неосторожности пешехода вред причинен только его имуществу, а не здоровью, к примеру он нес через переход плазменный телевизор и так же выбежал на переход перед машиной и проявил грубую неосторожность и телевизор в результате разбился (здоровье пешехода не пострадало), то такой вред может не подлежать возмещению, либо уменьшен, так как здоровье не пострадало, вина водителя отсутствует (и это так же должно быть доказано водителем), то суд может отказать в возмещении вреда или значительно уменьшить размер возмещения, так как пешеход сам виноват в случившемся, так как проявил грубую неосторожность.

Если вы сбили пешехода на переходе (умысла попасть вам под колеса у пешехода не было, рассматриваем банальную ситуацию), выполните все возложенные на водителя обязанности в случае ДТП, о которых мы говорили выше. В такой ситуации нужно разбираться досконально, если пешеход получил травмы, то для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, требуется установить какой вред причинен здоровью потерпевшего (легкий вред здоровью, средней тяжести, или тяжкий) и после того, как установлено какой вред здоровью потерпевшего причинен, уже определяется степень вины водителя, если пешеход проявил грубую неосторожность, а водитель не нарушал ПДД и возможности избежать столкновения у него не было (что должно быть доказано автотехнической экспертизой), то владелец авто все же будет возмещать вред на лечение пострадавшего, но если у водителя есть ОСАГО, то вред должна возмещать страховая компания, в размере до 500000 руб., то есть если вред пешеходу оценивается в 650000 руб., то 500000 руб., пострадавшему за вас выплатит страховая, а оставшиеся 150000 руб., вы заплатите из своего кармана, так как превышен лимит по выплат по ОСАГО. А вот если все же вина водителя так же как и пешехода есть, то есть водитель нарушал ПДД, что помешало ему избежать столкновения с пешеходом, то все же водитель кроме возмещения вреда, будет так же привлечен в зависимости от причиненного вреда, либо к административной ответственности, либо к уголовной.

Так же необходимо разобраться, виноват ли водитель в случившемся, в большинстве случаев водителя будут привлекать к ответственности, если вред здоровью легкий или средней тяжести, то наступает административная ответственность, если причинен тяжкий вред, то уголовная ответственность. Водителя признают либо виновным, либо установят степень вины, либо вовсе освободят от ответственности, что бывает крайне редко, но в любом случае, такие дела рассматривают должностные лица, инспекторы ГИБДД, но так же никто не запрещает вам за защитой своих прав обращаться в суд (если вы считаете, что должностные лица не корректно провели расследование и сделали неправильные выводы), ведь редко когда инспекторы ГИБДД всесторонне рассматривают ситуацию и выносят справедливое решение, если ситуация спорная и неоднозначная, то необходимо обращаться к специалистам и отстаивать свои права в суде, ведь ГИБДД это не последняя инстанция, суд последняя и именно в судебном порядке с учетом предоставленных доказательств можно более точно разобраться и определить, кто виноват и кому нести ответственность.

Как видите, привлекут вас к административной ответственности или к уголовной зависит от того, виноваты ли вы в случившемся и в какой степени, а также от того, какой степени вред причинен пострадавшему (легкий, средний, тяжкий). Даже если вас оправдают и не привлекут ни к административной ответственности, ни к уголовной, то есть вашей вины не будет, от возмещения вреда здоровью вас не освободят, на основании пункта 2 статьи 1083 ГК РФ (если вред причинен здоровью, то размер возмещаемого вреда могут только снизить). Получается заплатить деньги пострадавшему вам все же придется, но если у вас есть полис ОСАГО, то за вас заплатит страховая но не более 500000 руб., а если полиса у вас нет, то вред здоровью вы будете возмещать из своего кармана.

Как видим все же за вред причиненный автомобилем как источником повышенной опасности, отвечает сам водитель, не зависимо от того, была ли его вина или нет, заплатить деньги пострадавшему за вред здоровью се же придется. Единственный плюс, что если вас все же не признают виновным, то вас не привлекут ни к административной ни к уголовной ответственности, что уже хорошо, учитывая наше законодательство, ведь заплатить если расходы на восстановление здоровья пострадавшего за вас оплатит страховая (если у вас был полис на момент ДТП), то в принципе можно сказать, что вы отделались легким испугом, а даже если размер выплат не покроет расходы, то вам придется доплатить в зависимости от суммы, но это лучше, чем лишиться прав на 1.5-2 года, или по УК вас могут приговорить к обязательным работам, либо лишить свободы.

Вот что касается пешехода сбитого на переходе. Все же водитель по закону должен быть предельно внимательным, выбирать подходящую скорость для движения обеспечивающую полный контроль над автомобилем, учитывать погодные условия и условия видимости, и проявлять максимальную бдительность на дороге, так как он управляет источником повышенной опасности и отвечает за вред причиненный таким источником, можно так же сослаться на пункт 10.1 ПДД, водитель должен руководствоваться им. В общем если сказать простыми словами, водитель обязан быть предельно внимательным и он отвечает за свои действия, не зависимо от того, виноват пешеход или нет.

Тем более если вы сбили пешехода даже не по своей вине, к примеру он выбежал неожиданно на переход не убедившись в безопасности маневра, а вы превышали разрешенную скорость движения на 20, 30, 40 км/ч, то это уже нарушение со стороны водителя, так как он не соблюдал скоростной режим, какая была скорость установит экспертиза, тормозной путь им в помощь, а также другие следы и последствия ДТП и в такой ситуации вас точно признают виновным и здесь только остается надеяться, что ваше деяние не попадет под статью Уголовного Кодекса.

Получается, что бы с вас сняли обвинения, необходимо быть в таком ДТП с пешеходом просто идеальным водителем и не нарушать ПДД, хотя бы в этот момент, а также со стороны пешехода, должны быть нарушения, только тогда у вас будет шанс избежать ответственности. А вообще любые нарушения ПДД, будут использованы против вас и если вашу вину признают то отвечать уже придется либо по 12.4 КОАП РФ, либо по 264 УК РФ.

Поэтому не нарушаем ПДД, ведь если пешеход нарушил правила, а  вы не нарушали, то вам будет проще доказать вашу невиновность, это уже плюс для водителя. Как всегда истина одна, не хочешь попадать в неприятные ситуации, не нарушай ПДД, ведь если честно, все правила дорожного движения написаны на крови и спорить с ними, ну как то некорректно.

Если вы сбили пешехода переходящего дорогу на красный свет?

Здесь конечно на лицо нарушение пешеходом правил дорожного движения (грубая неосторожность). Но опять же если его здоровью причинен вред, то оплачивать этот вред будет страховая если у вас есть полис ОСАГО, или вы если полиса нет.

Так же не забываем про пункт 14.6, в котором говорится, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам идущим на посадку к остановившемуся в месте остановки маршрутно-транспортному средству или идущим от него, если посадка высадка производится с проезжей части, или с посадочной площадки, расположенной на проезжей части. Ведь пешеходы в такой ситуации могут идти и на красный сигнал светофора и водитель при этом обязан им уступить дорогу, пункт 14.6 ПДД.

Но если пешеход переходил дорогу просто на красный сигнал светофора, то здесь, что касается виновности водителя, опять будут смотреть нарушали ли вы ПДД, ехали ли с установленной скоростью, смотрели ли на дорогу, имели ли возможность избежать столкновения. Ведь бывает, что пешеход не успел перейти дорогу и ему загорелся красный и водители сломя голову начали движение, его не заметили и произошел наезд на пешехода, то в такой ситуации однозначно будет виноват водитель (даже не смотря на то, что пешеход двигался на красный), так как есть пункт 14.3 ПДД, в котором говорится, что когда водителю загорается разрешающий сигнал светофора, он обязан дать возможность пешеходам не успевшим перейти дорогу, закончить переход проезжей части.

Если нарушений с вашей стороны не было, то в такой ситуации у вас есть все шансы избежать как административной, так и уголовной ответственности.

Но если вы нарушали ПДД, то это уже состав административного правонарушения или уголовного, плюсом ко всему вы управляете источником повышенной опасности и должны быть предельно внимательны. То есть если с вашей стороны имелись нарушения и они будут доказаны, то ответственности вам не избежать, отвечать будете либо по 12.4 КОАП РФ, либо по 264 УК РФ, в зависимости от степени тяжести причиненного вреда.

Вроде бы казалось, ситуация банальная, пешеход нарушил ПДД, грубо нарушил, переходил на красный свет (исключение пункт 14.3 ПДД), все очевидно, но это не так, как всегда на стороне потерпевшего все карты и если за водителем в этот момент замечены нарушения, то скорее всего ответственности по закону ему не избежать. А вот если водитель не нарушал ПДД, то ответственность по закону он не несет (уголовную, административную), однако вред здоровью причиненный источником повышенной опасности подлежит возмещению, не зависимо от вины потерпевшего, как мы видим водитель сбивший пешехода платит практически всегда, либо сам если нет полиса, либо страховая если полис имеется.

Вообще ситуации разные и в рамках данной статьи рассмотреть их не возможно и каждая ситуация индивидуальна, в каждой ситуации есть нюансы и детали, сложив которые можно судить о виновности каждого из участников, именно на основании мелочей, экспертиз и фактов принимаются решения о виновности того или иного участника.

Вообще все ситуации связанные со сбитым пешеходом на переходе трактуются в пользу пешехода, у водителя здесь шансы выйти сухим не большие, как уже говорилось, у него не должно в этот момент быть ни одного нарушения и автотехническая экспертиза должна подтвердить, что у водителя не было возможности применить экстренное торможение и предотвратить наезд. Все же здесь доказать невиновность водителя сложно, все будет зависеть от нарушений со стороны пешехода, но данные нарушения лишь смягчают вину водителя, но полностью не освобождают.

Как говорилось выше, освобожден от уголовной или административной ответственности водитель будет только в том случае, если будет доказано, что пешеход умышленно прыгнул под колеса!

Если вы сбили пешехода вне перехода?

В такой ситуации в принципе практически ничего не меняется, но есть интересные моменты.

Водитель будет виноват при любом удобном случае, но опять, чтобы уйти от ответственности, у водителя не должно быть ни одного нарушения, что должно быть подтверждено экспертизой или видеоматериалами, если такие имеются.

В такой ситуации пешеход переходит дорогу в неположенном месте, что уже является нарушением с его стороны, однако не всегда переход дороги в неположенном месте, будет являться нарушением для пешехода. Есть пункт 4.2 ПДД в последнем абзаце которого говорится, что если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток, пешеход имеет право переходить дорогу под прямым углом, то есть не зигзагом, не по диагонали и не просто бегать по дороге, а идти от одного края дороги к противоположному, но опять же очень осторожно. Но воспользоваться данным правилом пешеход имеет право, если на переходимой дороге, нет разделительной полосы или ограждений и там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны и в зоне видимости действительно нет пешеходов.

То есть получается, что если пешеход не видит ни в одной стороне дороги пешеходного перехода или перекрестка, на дороге которую он собирается переходить нет разделительной полосы или ограждений, в том числе разделительных, то  согласно пункту 4.2 ПДД пешеход имеет право переходить дорогу, даже если на нем нет обозначенного перехода, но строго под прямым углом от одного края проезжей части к другому. И если в этот момент его собьют, то при выполнении пешеходом всех условий, водителя все равно обвинят, а если он нарушал при этом ПДД, то тем более.

Другое дело если пешеход был нетрезв и проявил грубую неосторожность, здесь водителю будет проще уйти от ответственности, но не во всех случаях, так как переход дороги в нетрезвом виде, еще не является нарушением, другое дело если нетрезвый пешеход выскочил из темноты, или стоящего авто, либо другого препятствия неожиданно, что водитель не успел среагировать и у него не было возможности остановиться, в таком случае конечно ответственность водителя будет меньше, но конечно если водитель не нарушал ПДД (не превышал скорость, ехал с ближним светом фар и вообще принимал все меры предосторожности).

Как видим если пешеход переходит дорогу вне перехода, то это еще не значит, что сбивший его водитель будет прав, есть много нюансов которые необходимо учесть именно для этого будет проводится расследование, в которое входит автотехническая экспертиза, судебно медицинская экспертиза и прочие мероприятия, для полного восстановления картины происшествия. Только когда картина будет в точности или хотя бы приблизительно восстановлена, можно будет делать выводы.

Это, что касается сбитого вне перехода пешехода, знайте это и запомните, просто некоторые водители ошибочно полагают, что если пешеход сбит вне перехода, то за такое ответственности не будет и пешеход виноват на 100%, это не так и как уже говорилось водитель в таких ситуациях управляет источником повышенной опасности и спрос в первую очередь с него.

Выводы из статьи!

Вот мы с вами и рассмотрели такую сложную и в то же время нужную тему.

Выводы здесь как всегда простые, не нарушать ПДД и быть внимательными на дорогах, ведь пешеходы не знают ПДД в своем большинстве, особенно дети и люди пожилого возраста.

Что же касается ответственности водителей, для кого то она покажется излишне строгой, ведь выходит, что если вникнуть в закон, то водитель как бы по умолчанию виноват, даже казалось бы в таких ситуациях когда очевидно, что пешеход нарушил правила и совершил необдуманный поступок и попал под колеса, но как видим, водитель освобождается от ответственности, только если будет доказано, что он попал под машину по своему умыслу, то есть целенаправленно бросился под авто чтобы его здоровью был причинен вред.

С одной стороны можно сказать, что закон слишком строг к водителям, ведь действительно пешеходы в большинстве случаев сами виноваты в случившемся, а водителям отвечать казалось бы ни за что. Но с другой стороны, верно, что закон на стороне пешеходов, ведь все же авто, это источник повышенной опасности и если бы закон был на стороне водителей, то пешеходов бы просто давили на право и на лево и никто бы не задумывался и погибших и покалеченных на дорогах было бы в десятки тысяч раз больше, именно поэтому закон так строг в этом отношении.

Так же можно сделать вывод, что не всегда казалось бы в простых ситуациях, когда пешеход переходил в неположенном месте, или на красный, водитель сбивший его, не будет нести ответственность, возможно учитывая грубую неосторожность пешехода, водителя освободят от административной или уголовной ответственности, учитывая, что он не нарушал ПДД и у него не было возможности избежать столкновения, но все же, вред причиненный источником повышенной опасности возмещается всегда, единственное суд приняв во внимание грубую неосторожность пешехода, может снизить размер вреда, это самое большее на что можно рассчитывать, но полностью освободить водителя от возмещения вреда по закону суд не может. Так, что платить все равно придется! Это факт и с ним не поспоришь!

Статья получилась довольно объемная, не простая, конечно рассмотрены не все ситуации, но основную массу мы с вами разобрали, так, что представление у вас теперь есть и вы понимаете, что все же ответственность лежит на водителе, так что нужно быть просто аккуратней на дороге, внимательные и больше думать.

Знайте ваши права! Желаю вам удачи!

Оставить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.